Коллекция онлайн

Эскиз одноименной картины (1861), находящейся в ГТГ

Подлинным новатором, резким обличителем Перов предстал в поразительной по своей смелости картине «Крестный ход на Пасхе» (1861) — одной из самых жестоких художественных интерпретаций жизни русской деревни. Недаром картина, при всем либерализме Академии художеств в ту пору, была сразу же снята с выставки и запрещена к экспонированию и воспроизведению. Художник В. Г. Худяков писал купившему ее П. М. Третьякову: «слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? <…> Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Появление «Сельского крестного хода», названного автором в первоначальном эскизе 1860 года «Светлый праздник в деревне», что по контрасту с «темной» действительностью усугубляло его критическую мысль, окончательно определило ведущее положение Перова среди художников демократического направления. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов — вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: