Летний сад
Эскиз декорации к первому действию оперы «Пиковая дама». 1920
- Бумага, гуашь, графитный карандаш. 51,3 × 67,4
- Р-60248
Пост. в 1994 из собрания Н. В. Ельциной и А. И. Клибанова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
Эскизы декорации и костюмов для оперы «Пиковая дама»
Музыка П. И. Чайковского, постановка А. Н. Бенуа и Э. А. Купера, хореография Л. С. Леонтьева, художник А. Н. Бенуа. ГАТОБ (бывш. Мариинский), Петроград. Премьера 03. 05. 1921
С момента, когда А. Н. Бенуа впервые услышал оперу «Пиковая дама» в день ее премьеры в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, до новой постановки 1921 года, теперь уже в его собственном оформлении, прошло более 30 лет. Но все это время он помнил «угар восторга», испытанный им в молодости: «Через эти звуки мне действительно как-то приоткрылось многое из того таинственного, что я чувствовал вокруг себя. Теперь вдруг вплотную придвинулось прошлое Петербурга. <…> Я всюду находил ту пленительную поэтичность, о присутствии которой я прежде только догадывался» (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. I–III. М., 1990. С. 652). Бенуа совершенно не разделял мнение тех, кто считал пушкинский сюжет не подходящим для оперы, а либретто, сочиненное братом композитора М. И. Чайковским – святотатством, поскольку тот «самовольно перенес сюжет в иную эпоху, нежели та, которую избрал для своего рассказа великий поэт» (Там же. С. 651). «Культ Чайковского», неизменная любовь и восхищение его музыкой сочетались в Бенуа с глубоким знанием творчества А. С. Пушкина. Ранее им были выполнены циклы иллюстраций к «Медному всаднику» (1903, 1916–1918), «Пиковой даме» (1905), «Капитанской дочке» (1904). С художественной точки зрения постановка 1890 года казалась Бенуа во многом удачной, тем не менее в своих эскизах он многое изменил: «Так, распланировав более затейливо и в характере боскетных затей декорацию Летнего сада, я придал редкой листве деревьев более определенный весенний характер (действие происходит еще в апреле), комнате Лизы я придал более „девичий характер“; мой большой бальный зал напоминал грандиозные чертоги Потемкинского дворца; в казарме я подчеркнул унылость казенщины, а сцену на Зимней Канавке <…> я перенес в белую ночь <…>. Наконец, последней картине („Игорный дом“), наименее удачной в первоначальной постанове, я сообщил известную торжественность, требующуюся близостью развязки» (Там же. С. 655). К премьере была напечатана программа оперы со статьей Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) c обложкой и иллюстрациями А. Н. Бенуа. Ю. Л. Солонович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 98.