Групповой портрет: К. П. Брюллов, Я. Ф. Яненко, М. И. Глинка, Н. В. Кукольник и И. П. (?) Поливанов
Конец 1830-х
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Драматург и актер П. А. Каратыгин был также известен как художник-любитель и карикатурист. Он входил в круг деятелей культуры, группировавшихся вокруг знаменитого живописца К. П. Брюллова (1799—1852), включавший композитора М. И. Глинку (1804—1857), писателя Н. В. Кукольника (1809—1868), художника Я. Ф. Яненко (1800—1852). Кружок собирался по средам у Н. В. Кукольника. Собрания посещали литераторы, актеры, художники, молодые гвардейские офицеры, чиновники, студенты. „Среды" должны были способствовать „союзу трех искусств", но часто превращались в шумные пирушки. Засидевшись у Кукольника, Брюллов, Каратыгин, Глинка, Яненко нередко оставались на ночь. Разместившись на красном клеенчатом диване, Глинка и Кукольник усаживались за рояль и музицировали... Несмотря на любительский характер группового портрета, Каратыгину удалось передать царивший в этом кружке богемный дух непосредственного веселья и артистической раскованности. Вера Пудова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 386.
В творчестве художников 1840-х годов все чаще появляются групповые портреты. В них рисовальщики искали возможность единством сюжетной линии объединить несколько разных лиц, не теряя при этом индивидуальности каждого персонажа. Это была задача новая для того времени. Решение ее, безусловно, связано с жанровыми проблемами, стоящими в искусстве середины 40-х годов.
Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799—1852) — живописец, рисовальщик, акварелист; автор исторических и мифологических композиций, монументальных росписей, портретист, жанрист. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). Член Миланской, Пармской академий художеств и Академии св. Луки в Риме, профессор Академии изящных искусств во Флоренции.
Яненко Яков Феодосиевич (1800—1852) — живописец, акварелист; портретист. В 1809-1821 учился в ИАХ. Назначенный (1825), академик (1830) за портрет советника Академии художеств Н. И. Уткина. С 1827 жил и работал в Италии. Исполнил значительное число копий картин старых итальянских мастеров.
Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — композитор, основоположник русской классической музыки. Оказал влияние на развитие национальной оперы, симфонической и вокально-камерной музыки. Оперы "Иван Сусанин" (1836), "Руслан и Людмила" (1842) положили начало двум направлениям в развитии русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке. В 1837-1839 — капельмейстер Придворной певческой капеллы.
Кукольник Нестор Васильевич (1809—1868) — поэт, романист, драматург, художественный критик, журналист. Автор официально-патриотических драм "Рука Всевышнего отечество спасла" (1834) и "Князь М. В. Скопин-Шуйский" (1835) и другие. Издатель "Художественной газеты" (1836-1841), "Иллюстрации" (1845-1847). Многие стихи Кукольника были положены на музыку М. И. Глинкой.
Поливанов Иван Петрович (1773—1848) — сенатор.