Пьеретта
Эскиз костюма А. Г. Коонен для спектакля-пантомимы «Покрывало Пьеретты» (музыка Э. Донаньи, либретто А. Шницлера. Москва, Камерный театр, 1916). Около 1916
- Бумага, акварель, тушь, кисть, серебряная краска, белила, аппликация, графитный карандаш. 18,2 x 18,7
- Рб-23018
Пост. в 1974, дар В. А. Замкова
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
В первые же месяцы Первой мировой <Мухина> возвращается из-за границы в Москву, проходит курсы сестер милосердия и работает в лазаретах вплоть до середины 1918 года. При этом она не оставляет занятий искусством: создает ряд портретов и пронзительный реквием павшим — монументальную композицию «Пьета» (не сохранилась); участвует в оформлении спектакля, делает эскизы декораций и костюмов к постановкам в московском Камерном театре. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 6.
В 1916 году Камерный театр переживал острый финансовый кризис, и любимое публикой «Покрывало Пьеретты» было возобновлено, чему немало способствовало наличие уже готовых костюмов и декораций, исполненных художником А. А. Араповым. Однако для новой постановки костюм Пьеретты создала Вера Мухина. Как писал А. М. Эфрос, «костюмами Мухиной, молодой кубистки, в араповскую расслабленную красивость вносилась поправка мужества и силы (будущий прекрасный скульптор уже давал себя в Мухиной знать)»*. Режиссерские идеи Таирова, его увлечение искусством пантомимы («пантомима — основа всякого театрального искусства», «родоначальница театра»), акцентированное внимание к пластике и жесту нашли воплощение как в игре молодых актеров труппы, так и в работе художницы. Откликнувшись на призыв режиссера, Мухина размышляла не только о костюме, но и о рисунке роли, о том, как средствами пластики и жеста передать переживания персонажа: ее Пьеретта изображена в стремительном и неуравновешенном балетном движении, тревожно оглядывающейся назад в бесплодной попытке скрыться от преследователей. Примечательно, с какой деликатностью Мухина вводит новый костюм в уже существующую колористическую схему декораций Арапова, где «стены, колонны, балюстрады, портьеры — все окрашено в тон старинного серебра»**. В ее эскизе тоже царит холодное, лунное сверкание. На непроницаемо-черном фоне белоснежное венчальное платье героини кажется ослепительной вспышкой света, и этот резкий контраст заставляет зрителя ощутить всю трагическую напряженность спектакля. Юлия Солонович. Мухина и театр // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 20.
* Камерный театр и его художники. 1914–1934. М., 1934. С. XIX.
** Русское слово. 1913. 5 ноября. Цит. по: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1908–1917. М., 1990. С. 208.
На обороте слева внизу: III. 56., у левого края: III, 56 (в овале), М118; наверху надпись: покрывало пьеретты
Показать полный текстВсе знают В. И. Мухину — скульптора, автора знаменитой группы «Рабочий и колхозница», но мало кому известны ее театральные работы, тем более что реализован был лишь один из ее театральных замыслов. А между тем природа наделила Мухину всеми качествами, необходимыми для работы в театре, — умением организовать пространство, чувством цвета и ритма, фантазией и изобретательностью. Это, в сочетании с превосходным знанием структуры и пластических возможностей человеческого тела, полученным в процессе обучения в скульптурных мастерских, делало Мухину идеальным театральным художником — художником, о каком мечтали режиссеры-новаторы начала ХХ века. Театр остался лишь эпизодом в творческой биографии Мухиной, как, впрочем, и увлечение конструированием одежды. Эпизодом, но не случайностью. <...> Возможно, как скульптор она была даже более чуткой к специфике сцены, чем многие художники-станковисты, сыгравшие столь заметную роль в развитии театрально-декорационного искусства начала ХХ столетия.
Позднее Мухина не работала ни как театральный художник, ни как модельер, сконцентрировавшись исключительно на скульптуре. Однако нет сомнений, что опыт участия в таировских театральных постановках не был для нее напрасным. Размышления о том, каким должен быть костюм — в театре и в жизни, на живом человеке и в его скульптурном воплощении, — неизменно сопутствовали Мухиной в ее работе. Она не раз касалась этой темы в своих теоретических статьях, заметках, обсуждала ее со знаменитыми русскими модельерами Н. П. Ламановой, Н. С. Макаровой, Е. И. Прибыльской, которые были связаны с Мухиной не только творческими, но и многолетними дружескими отношениями. И в скульптурных произведениях Мухиной «Пламя революции» (1922–1923, ГТГ), «Рабочий и колхозница» (1937) внимательный взгляд обнаружит отзвуки ее ранних «футуристических», заряженных движением и энергией театральных работ. Юлия Солонович. Мухина и театр // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 19, 23.