Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Царевна Анфиса. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Е. И. Замятина «Блоха»

1924


С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром. В пять лет он начал рисовать и впервые посетил театр. «Театроцентристским», с упором на пьесы А. Н. Островского, был выбор литературы для семейного чтения вслух в доме матери – роли с выражением читал В. А. Кастальский, муж старшей сестры, Александры Михайловны. Связи художника со сферой театра и музыки были разнообразны. Его письма времен учебы в Академии и после ее окончания, в годы лечения за границей полны сообщений о спектаклях и концертах, профессиональным их анализом. Вместе с другими художниками Петербурга он участвовал как актер в постановке «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба (1909). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 28.

 

В 1924–1926 годах Кустодиев создал самые неожиданные для себя и самые совершенные свои эскизы – два варианта оформления пьесы «Блоха» Е. И. Замятина по рассказу «Левша» Н. С. Лескова для театров МХАТ-2 и БДТ. Дружба с Замятиным, понимание природы его юмора и языка, знание психологии родного народа помогли мастеру создать яркое буффонное зрелище, не менее условное по языку, чем спектакли конструктивистов, но яркое и звучное, то пародийное, то гротескное и притом все состоящее из плоти и крови. Насыщенность цветового решения, свободная выдумка отличали ранний, 1924–1925 годов, вариант, созданный для театра МХАТ-2. Выразительна лубочно-символичная декорация «Петербург. Дворец», выдержанная в золотисто-красной «имперской» гамме, обогащенная мелкой, «пушистой» орнаментикой. В резких, брутальных формах и экспрессивном колорите решена декорация «Англия», напоминающая футурологические композиции Добужинского. Эскизы костюмов представляют собой поток ярких и остроумных характеристик персонажей во главе с царем «в короне и порфире». Возможно, чуть менее удалась афиша спектакля (Гр.пл-1587), слишком многословная, фигуры персонажей на ней слегка растворяются. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 31.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: