Коллекция онлайн

1889, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград

Обложка к книге Владимира Маркова (Матвея) «Искусство негров»

1919


В начале ХХ века в изобразительном искусстве Европы и в России появился интерес к примитивизму. Искусство Африки, в том числе, пользовалось большой популярностью как среди этнографов и путешественников, так и у творческой интеллигенции. Летом 1913 года латышский художник Волдемар Матвей (1877–1914), публиковавший свои теоретические работы под псевдонимом Владимир Марков, отправился в этнографические музеи Европы для отбора материалов. Он собрал обширный фотоматериал – около 180 снимков, ставших важным визуальным рядом его сочинений. В пяти разделах книги «Искусство негров» был дан анализ особенностей построения африканской скульптуры. Автор считал, что под влиянием африканского искусства и в живописи, и в скульптуре изменилось восприятие реальности. Он утверждал, что «новое поколение художников благодарит Африку за то, что она помогла им выбраться из европейского застоя и тупика. Пикассо учился на ее скульптурах. То же и Матисс». Теоретические сочинения Матвея свидетельствуют, что художник прекрасно понимал особенности развития искусства своего времени. Он поставил перед собой грандиозную цель – создание фундаментальной теории нового искусства. Новым идеалом красоты для него стало «примитивное» искусство, которое, как показало развитие искусства на протяжении ХХ века, послужило мощным, вдохновительным примером для расширения границ творчества. В этом плане теоретические сочинения Матвея сохраняют свое значение и поныне. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 4.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: