Гуров и Анна Сергеевна на прогулке. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой»
1945
- Бумага, тушь. Л.: 24,3 x 29,7; И.: 16 x 25,9
- РС-669
Пост. в 1947 из Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
«Дама с собачкой» (1898) — рассказ русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Русская мысль». Есть мнение, что рассказ был написан Чеховым под впечатлением его поездки в Ялту, а также встречи с последней любовью писателя — Ольгой Книппер.
Москвич Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна фон Дидериц («дама с собачкой») встречаются в Ялте, куда оба приехали на отдых. Несмотря на то, что и Анна Сергеевна замужем, и у Гурова в Москве есть жена и трое детей, герои рассказа влюбляются друг в друга.
В 1940—1941 и в 1945—1946 годах Кукрыниксы работали над циклом иллюстраций к рассказам А. П. Чехова, который состоит из тридцати рисунков к разным рассказам, написанным писателем с 1883 по 1903 год, и из более чем сорока иллюстраций к рассказу «Дама с собачкой». В Русском музее хранится значительная часть иллюстраций к этому рассказу.
За иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой и за прежние иллюстрации к рассказам Чехова художникам в 1947 году была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Показать полный текстИсследованию этих иллюстраций посвящена статья В. Р. Герценберг*, несколько цитат из которой приводятся ниже:
Иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой» были начаты Кукрыниксами в последний год войны по заказу Гос. издательства художественной литературы для отдельного издания этого рассказа в серии «Русская классическая литература». Книга вышла в 1948 году с гравюрами А. Н. Павлова по рисункам Кукрыниксов.<...> В. Р. Герценберг. Иллюстрации художников Кукрыниксы к рассказам А. П. Чехова
«Дама с собачкой» — этот сравнительно небольшой по объему рассказ — изданный с иллюстрациями Кукрыниксов, был насыщен рисунками, сопровождавшими каждую страницу текста. Созданные художниками образы, тесно связанные со всем содержанием и характером литературного произведения, помогали читателям проникнуть в поэтический строй чеховского рассказа и лучше и глубже понять его творчество. <...>
Подобно Чехову, Кукрыниксы характеризуют людей и вещи несколькими меткими, типичными чертами, в которых обнаруживается их острая наблюдательность. Мимолетность восприятия у Чехова — кажущаяся; она основана на глубоком наблюдении писателем не только внешних проявлений жизни, а сути человеческих отношений, сути «проклятых вопросов». Выражает же Чехов свои глубокие наблюдения в удивительно простой, ясной, почти беглой форме.
В легких, прозрачных рисунках с их чередованием силуэтов и больших пейзажных пространств, где белая бумага по воле мастеров обращается то в плотную пелену снега, то в залитую солнцем набережную, художники доносят до нас чистоту и ясность чеховского стиля. Жесты и движения персонажей скупы, все очень просто; драматизм переживаний и чувств скрыт за повседневными поступками. <...>
Для воссоздания подлинного исторического характера эпохи художники делают зарисовки сохранившихся от начала века зданий; а одежду тех лет восстанавливают по фотографиям с костюмов первых чеховских постановок во МХАТ'е. Но, несмотря на такое скрупулезное собирание материала, Кукрыниксы, в соответствии с творческими заветами Чехова, при всем обилии рисунков и изображенных моментов не вводят ничего излишнего; фигурируют только те детали, которые оказывают какое-либо влияние на развитие действия или на психологическое состояние изображенных людей. <...>
«Дама с собачкой» стала вершиной в иллюстрировании Чехова Кукрыниксами.