Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Пламя революции

Эскиз памятника Я. М. Свердлову. 1922


Несмотря на то, что свои наиболее популярные и общественно значимые произведения Мухина создала в 1930–1940-е годы, пожалуй, лучшие ее работы — самые вдохновенные, самые свободные, не затронутые идеологическим конформизмом — относятся к 1920-м.

В проектах памятников Революции для города Клина (1919), В. М. Загорскому (1921, ГТГ) и, особенно, «Пламя революции» (1922–1923, ГТГ) образ, о сохранении которого так заботилась скульптор, «озвученный» формальным языком кубизма, причем в его сокращенном, адаптированном переводе на русский, становится метафорой революционной идеи. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 6.

Изобретение аэроплана — первое чудо технического прогресса, открывшее ХХ век, — взбудоражило не только ученые умы и простого обывателя. «Авиационная лихорадка» поразила все виды и сферы культурной деятельности — от живописи и скульптуры, монументальной мозаики и плаката, фотомонтажа и промграфики до литературы и кинематографа, став метафорой нового мышления и новой телесности. <...>

Эта тема пронзает и все творчество Мухиной, подпитываясь не только злободневностью, но и свойствами творческого темперамента скульптора, ее пониманием пластической формы, наполненной бурной динамикой движения.

Уже в проекте памятника «Пламя революции» символическая фигура с факелом в руках, вся в вихре развевающихся складок-крыльев, как бы слетает с постамента. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 8-9.

Если введение деталей и знаков является собственно приемом создания образа, то СИМВОЛЫ — это способ его возвышения, придания образу насыщенной эмоциональной окраски, в некоторых случаях граничащей с патетикой. Поэтому в творчестве Мухиной символами чаще всего оказываются отмечены проекты памятников и монументально-декоративных скульптур на масштабные темы революции, труда и героизма советских людей. <...> К символической теме «Пламени революции» Мухина обращалась не раз. В 1922–1923 годах она создала в кубистических традициях аллегорическую мужскую фигуру с факелом в левой руке для памятника Я. М. Свердлову (ГТГ). Затем, в 1938 году в совершенно иной манере скульптор делает эскиз группы для Москворецкого моста с тем же названием — более повествовательный, более насыщенный явной и скрытой символикой. Но при всех стилистических различиях основным символом в этих работах остается факел. В эскизе проекта 1938 года факела даже два, что не должно оставлять сомнений в смысле многофигурной композиции. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: