Коллекция онлайн

21 мая (2 июня) 1895, Нижний Новгород — 3 ноября 1959, Москва

Клоуны и клоунесса

Из серии «Цирк в Берлине». 1929-1930. 1930


В путешествии по Европе в конце 1920-х годов Богородский создает жанровые акварели и рисунки тушью. Среди них ‒ рисунки на любимую тему цирка из серии «Цирк в Берлине».

Из воспоминаний Ф. С. Богородского

Событием для Берлина явился приезд огромного трехманежного цирка Карла Крона. О нем следует рассказать подробнее. Приезд этого передвижного цирка сопровождался небывалой рекламой. На улицах города появились процессии слонов, верблюдов, зебр и других экзотических животных в сопровождении оркестров и ярко одетых цирковых артистов. Улицы Берлина были заклеены афишами и засыпаны листовками, приглашавшими посетить феерическое зрелище. Сообщалось, что цирк привезен в двух собственных поездах (по двадцать вагонов), с двумя тысячами артистов и многими сотнями зверей, среди которых пятьдесят дрессированных слонов. Было уже известно, что цирк «шапито» вмещает десять тысяч зрителей и освещается собственной электростанцией.

Этот цирк — город с фургонами, павильонами, конюшнями, зверинцем, мастерскими, рестораном и т. д. — располагался на окраине Берлина, занимая несколько гектаров земли. Представление начиналось одновременно на трех манежах, где работали сразу тридцать жокеев или сорок гладиаторов, затем двадцать клоунов и т. д. Для сенсационных номеров вроде пятидесяти слонов или римских конских скачек молниеносно создавался один огромный манеж. Федор Богородский. Воспоминания художника. М, 1959. С. 256.

В программе было около ста номеров. Как сейчас помню выступление русской группы воздушных гимнастов «В Леотарис». Под куполом влево от центрального манежа — также русские артисты «4 Руденко», а справа— бельгийская труппа «4 флинт Ренос». Все они работают великолепно, в воздухе на огромной высоте мелькают гибкие тела, перелетающие с трапеции на трапецию.

В антракте я спешу за кулисы, чтоб навестить своих старых друзей Жоржа Руденко, Петю, Стефана... Меня встречают с искренней радостью, начинаются расспросы о Москве, о друзьях... <...>

В программе я увидел и другой русский номер — прекрасно работавших жокеев, братьев Соболевских. Невольно я вспоминаю советский цирк, думаю о том, как любит наш народ своих артистов, как ценит их труд. Там же. С. 257.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: