Коллекция онлайн

1899, Курск — 1969, Москва

У табельной. Донбасс

1924


В 1924 году Дейнека был отправлен в командировку в Донбасс. Поездка пришлась на период индустриального возрождения региона после разрухи Гражданской войны. Художник наблюдал интенсивное восстановление шахт, напряжённую работу забойщиков в тесных подземных штреках, самоотверженный труд откатчиц, перевозивших уголь в тяжело нагруженных вагонетках. Эти сцены нашли отражение в серии его графических работ.

<...> сцена из шахтёрской жизни передана несколькими точными силуэтами. Дейнека схватывает движение, состояние, характер. Позы трех рабочих говорят больше слов: ожидание, усталость, привычка к тяжёлому труду. Композиция проста, но выразительна. Тёмные фигуры кажутся вырезанными из пространства, словно печатные знаки. Контрасты, скупые линии, чёткость жестов — всё это делает сцену живой. Дейнека передаёт сам ритм шахтёрского быта. Создание подобных рисунков и журнальных иллюстраций помогло художнику сформировать своего рода «рабочую библиотеку» сюжетов, которой он затем пользовался всю жизнь. Станкевич Е. В. Материалы к виртуальной выставке «Александр Дейнека» на платформе «Артефакт». 2025.

В 1920-е годы Дейнека оттачивал свой графический стиль в многочисленных рисунках для журналов («Прожектор», «Безбожник», «Безбожник у станка») — они отличались остротой, нередко подчеркнутым гротеском, эти же черты позднее проявились в листах, созданных в США, Париже, Риме, Берлине и Вене. Н. М. Козырева. Дейнека — «первый советский художник» // Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения. СПб. 2025. С. 6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: