«Человек смотрит в телескоп на звезды, но забывает о том, что он сам – звезда», – говорил Казимир Малевич. Согласно этим словам запечатлел он себя на автопортрете не скромным начинающим художником, каким видели его тогда окружающие, но исполненным грандиозных сил творцом, повелителем красочных стихий. Наделенный вселенской значимостью, торжественно неподвижный Малевич являет себя в некоем предстоянии не столько уже перед зрителем, сколько чуть ли не перед Вечностью, констатируя тем самым факт рождения Мастера, «Казимира Великого», «Председателя Мирового Пространства», будущего создателя самой радикальной картины в истории мировой живописи.
«Черный квадрат», образ которого впервые появился в качестве сценической декорации к постановке футуристической оперы «Победа над Солнцем» в 1913 году, по существу, разделяет творческий путь Малевича на принципиально разные этапы. До квадрата – это период, за который молодой живописец одолевает путь постижения разнообразных новаторских течений в искусстве рубежа XIX–XX веков и приходит к одной из самых существенных систем – супрематизму, оказавшей глубокое влияние на весь ход художественного процесса прошлого столетия. После квадрата – это время, когда в творчестве Малевича фигуративность соединилась с беспредметностью, породив уникальные произведения второго крестьянского цикла.
Русскому музею принадлежит самая полная в мире коллекция работ Малевича, позволяющая воссоздать эволюцию творчества художника, по которой можно изучать историю искусства начала XX века.