Коллекция онлайн

1895, д. Четовицы Духовщинского уезда Смоленской губ. — 1965, Ленинград

Эскиз костюма Пристава к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Дом печати, Ленинград (режиссер Игорь Терентьев). 1927


Спектакль «Ревизор» был поставлен в театре Дома печати ((Шуваловский дворец на набережной реки Фонтанки 21) режиссером Игорем Терентьевым* в 1927 году.

<Директор Дома печати> Николай Баскаков «посоветовал Терентьеву доверить оформление спектакля «Ревизор» мастерам аналитического искусства. Вострецова Л.Н. Мастера аналитического искусства // Школа Филонова. СПб. 2023.  С. 11.

Спектакль оформляли пять художников: Николай Евграфов, Андрей Сашин, Артур Ляндсберг, Ревекка Левитон и Михаил Цыбасов, который не создавал эскизы, а работал как художник-исполнитель. Сам Филонов сделал только афишу для спектакляТам же. С. 14

«Художники создавали «говорящие» костюмы, обозначая профессии персонажей: конверты и марки на одежде почтмейстера (Николай Евграфов); градусник у пояса врача, у купца — аршин за голенищем сапога (обе — Артур Ляндсберг); у трактирного слуги — колбасы, окорока, вареные раки, рыба на спине и на брюках (Андрей Сашин, РСБ-119) и т. д. На многих эскизах костюмов, сбоку у полей листа, существуют небольшие изображения — спинки. По словам Ревекки Левитон, Филонов называл их «выводы» и делал их сам.

Так, в эскизе костюма Степана Ильича Уховертова, частного пристава (Андрей Сашин), спинка костюма отсылает зрителя к образам египетской скульптуры: торжественно, неподвижно сидящий вельможа, руки которого покоятся на коленях. На уровне груди изображена пирамида, сиденье расположено на спине сфинкса. Роль персонажа и «намеки» вывода мгновенно извлекают из словарного запаса зрителя слово «фараон». Действительно, в дореволюционной России фараонами часто называли городовых. Это и есть тот «вывод», который Филонов делал не вербальным, а образным, пластическим способом.

Эскиз отягощен обилием деталей: крепкие металлические решетки, огромный замок, цепь с кандалами, «арестантская» шапочка на голове, страдающие лица заключенных. Одна из деталей костюма — изображение головы повешенного мужчины — обнажает сущность столпа порядка, характеризуя его как носителя зла и насилия. При этом весь костюм, включая отвороты брюк, покрыт изображениями российского триколора. Там же.

 

*Терентьев Игорь Герасимович (1892— 1937) — поэт, художник, театральный режиссер, представитель русского авангарда. Считал себя учеником В. Э. Мейерхольда. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: