Антиминс
Москва. 1697
- Атлас, серебряное кружево, лента, гравюра на меди, раскраска темперой. 58,8 х 62,4
- Др.гр.-60
Пост. в 1923 из Соловецкого монастыря через ГМФ-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Литаш М.К. (2018)
- Период XVII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Антими́нс — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии.
Создание антиминса при патриархе Адриане свидетельствует о том, что отпечаток был сделан с «медной большой доски фряжской работы» в технике гравюры на меди глубокой печати. Подобная техника ранее в антиминсах не встречалась. Гравюра большого размера (по сравнению с существовавшими ранее) отпечатана на белом атласе с серебряной кружевной каймой, положенной на цветную ленту. Центральную часть композиции занимает сцена «Положение во гроб». В оглавии гробницы Иосиф, держащий покрывало, на котором покоится тело Христа, в ногах Никодим. Богоматерь помещена в центре у основания креста, рядом с ней Мария Магдалина, Иоанн Богослов и жены-мироносицы — с этого времени подобная иконография будет повторяться на всех антиминсах. Вверху, в облаках, — поясной Господь Саваоф в окружении серафимов. В угловых медальонах сидящие евангелисты, сопровождаемые своими символами. В боковых картушах представлены орудия Страстей и множество предметов, связанных с казнью. Исследователи отмечают, что внимание к орудиям Страстей свойственно в большей мере западному искусству. В последней трети XVII века их изображения активно дополняют традиционную иконографию.
Антиминс раскрашен вручную темперой. Несмотря на то, что для антиминсной гравюры углубленная техника рези на меди являлась новой, подобный тип антиминса широко использовался впоследствии. Раскрашивание гравюры темперой, характерное для книжной ксилографии второй половины XVII века, наследует традиции иллюминирования рукописей миниатюрами и орнаментальным декором.
А. Е. Заикина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 78.
Надпись в верхнем картуше: «Сий антиминс си есть трапеза священная на приношение Безкровныя Жертвы в Б(о)ж(е)ственной Литургии ос(вя)тися бл(а)годатию Пр(е)с(вя)таго и Животворящаго Д(у)ха сего ради имеет власть с(вя)щеннодейс(т)вовати во храме Б(о)голепнаго Преображения Г(о)с(по)да Б(о)га и Сп(а)са н(а)шего Иисуса Христа».
Надпись в нижнем картуше: «С(вя)щеннодействова же его великий г(о)с(по)д(и)н с(вя)тейший кир Адриан, архиеп(и)ск(о)п Московский и всея России и всех северных стран патриарх. Во дни бл(а)гочестивыя державы православных великих Г(о)с(у)дарей Ц(а)рей и великих кн(я)зей Иоанна Алексеевича, Петра Алексиевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцев, мироздания 7205 го лета от воплощения же Б(о)га Слова 1697 м(е)с(я)ца иуниа 29го дне».
Рест. в 2018 в ГРМ М. К. Литаш.