Вид Спасских ворот и окружностей их в Москве
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид Спасских ворот от колокольни Ивана Великого в Москве». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 39 х 67; л.: 54,2 х 75,8; д.: 48,6 х 72,6
- Гр.-31613
Пост. от М. И. Терещенко
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В картине «Вид Спасских ворот от колокольни Ивана Великого в Москве» Делабарт изобразил внутреннее пространство Кремля. Кажется, он первый, кто запечатлел это обширное, в ту пору достаточно пустынное пространство, возникшее после того, как для строительства Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова в Кремле были снесены здания Старых и Новых приказов XVII века. С присущей ему документальной точностью Делабарт изображает кремлевские памятники – Спасскую башню, Вознесенский монастырь, Архиерейский дом, церковь Николы Гостунского, но первый план отдан развалинам снесенных Приказов, что вносит в архитектурный вид неожиданную меланхолическую ноту. Он пишет картину так, как если бы следовал наказу Дидро, обращенному к видописцам: «Если руины, написанные художником, не говорят мне своим видом о превратности жизни, о тщете человеческих дел, то изображена лишь бесформенная груда камней». Его привлекают не столько «внутренности» Кремля, сколько его «окружности». Делабарт первый, кто открывает ближние и дальние подходы к Кремлю со стороны реки, откуда кремлевская панорама раскрывается всякий раз в новой, неизменно величественной красоте.
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.