Коллекция онлайн


Успение Богородицы

1882


Иконография Успения Богородицы сложилась к X–XI векам в византийском искусстве на основе церковного предания, зафиксированного в апокрифах и святоотеческой литературе, и получила широкое распространение и развитие в русском искусстве. Одр Девы Марии окружают апостолы. На лубке изображены все двенадцать апостолов, хотя, по преданию, на погребении отсутствовал апостол Фома. Над одром — Христос, принявший душу Матери, изображенную в виде младенца. Галина Павлова // Религиозный лубок второй половины XVIII — начала XX века из собрания Русского музея / СПб, 2012. С. 68.

„Успение Богородицы“ традиционной иконографии исполнено в чрезвычайно распространенной во второй половине ХIХ века технике литографского перевода с медной доски. Оттиск с медной доски, сделанный жирной литографской краской, переносился на камень, с которого печатался тираж. Таким образом в литографии сохранялся характер гравированного на металле штриха. Тиражность такой картинки была гораздо выше, чем гравированной на меди. Раскрашивались литографии анилиновыми красками, „по носам“, то есть без учета контуров изображения, что придавало картинкам особую живость. Юлия Ходько // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 388.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: