«Три девицы под окном пряли поздно вечерком...»
Композиция «Сказка о царе Салтане». 1973
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Девица за прялкой
11х 8,5 х 6,5
Г-3092
Царь Салтан с девицей
16 х 10,5 х 7,5
Г-3094
Девица за прялкой
10 х 8,5 х 6,5
Г-3093
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831).
«Сказка о царе Салтане» – вольная обработка народной сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, – например, Царевна Лебедь, соотносящаяся с образом Василисы Премудрой. Имена героев – Салтан и Гвидон – взяты из европейских литературных источников. По рассказу друга Пушкина – П. В. Нащокина, «Сказку о Царе Салтане» Пушкин написал в дилижансе, проездом из Петербурга в Москву. Однако считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин сделал в 1822 году в Кишиневе. Сказка была завершена летом–осенью 1831 года. Пушкин вступил в соревнование с В. А. Жуковским – каждый писал народную сказку в стихах. // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 199.
Зоя Васильевна Пенкина – одна из выдающихся мастериц дымковской игрушки, первая начала лепить многофигурные сюжетные композиции на темы сказок. Композиция «Сказка о царе Салтане» впервые была показана на ее персональной выставке в Русском музее в 1974 году.
Пушкин был ее любимым писателем, она всегда уважительно называла его полным именем, а герои его произведений буквально стали для нее родными. Пенкина была непревзойденной рассказчицей. Герои сказки предстают не просто статичными фигурами, они связаны действием, объединены в соответствии с сюжетом. Для каждого героя придуман свой наряд, цвет одежды. Дядька Черномор с тридцатью тремя витязями, «Пушки с пристани палят», «Белка песенки поет, да орешки все грызет» – это легко узнаваемые группы внутри большой композиции.
Даже второстепенный персонаж – сватья баба Бабариха – активно действует в разных сценах. Это имя Пушкин взял из хорошо известного ему сборника Кирши Данилова «Древние русские стихотворения», из шутливой песни. В сказке ее «нос ужалил богатырь: на носу вскочил волдырь» – и мастерица лепит на лице сватьи огромный нос. Завершает композицию фигура рассказчика, который «мед, пиво пил – и усы лишь обмочил». // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 192.