Гусар и барыня
Сергиев Посад (Московская губерния). XIX век
- Дерево, резьба, роспись. 41,7 х 10,6 х 6,8; 37 х 10,5 х 8
- ОНИ/Д-2859; ОНИ/Д-2860
Пост. в 1976 из коллекции Л. Ф. Макарьева, ранее в собр. В. В. Матэ (СПб)- Собрание Л. Ф. Макарьева, В. В. Матэ
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.
Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей. Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки.
Жеманные барыни и франтоватые гусары были особенно популярны в сергиевской игрушке. Высокие, стройные, они позируют на небольшом возвышении, сохраняющем форму трехгранной чурки, из которой словно «высвобождены» рукой мастера. Их вырезали ножом, затем в деталях прорабатывали мелкими стамесками и круглым долотом, с помощью которого наносили характерные вертикальные желобки на подставках-постаментах. Разной формы порезки и последующая роспись эмалевыми красками подробно передают великолепные гусарские мундиры и дамские туалеты, выявляя фактуру тканей, мехов, перьев на шляпах. Кукольны и замкнуты их глуповатые лица. Эти образы-типы точны и выразительны в своих характерах и социальной принадлежности. Ироничное отношение мастеров к своим героям не мешает любоваться их дорогими нарядами.
В 1976 году в Отдел народного искусства ГРМ поступило собрание народных игрушек, принадлежавшее народному артисту Российской Федерации, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву. Пока шли переговоры с музеем, актер умер, и через год собрание было приобретено у его сына, О. Л. Макарьева. По словам Л. Ф. Макарьева, собрание досталось ему от жены, актрисы ленинградского Театра юного зрителя В. А. Зандберг. К ней оно перешло от архитектора А. С. Серафимова, а первоначально принадлежало известному художнику-граверу, профессору В. В. Матэ.
Коллекцию [Макарьева-Матэ] составили четырнадцать деревянных игрушек ХIХ века из Сергиева Посада и Богородского и тридцать семь глиняных игрушек разных центров, в том числе неизвестных и неизученных. Ценнейшую и самую старую часть коллекции представляют игрушки из собрания В. В. Матэ (1856–1917). На некоторых из них есть надпись: «Матэ», с указанием порядкового номера. С 1884 и почти до 1910-х годов Матэ преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, располагавшегося в Соляном городке, где обитал и Петербургский кустарный музей, устраивавший выставки-продажи изделий народных мастеров. Кроме того, в Петербурге в 1890 году впервые состоялась выставка игрушек. Возможно, все это побудило художника к собиранию коллекции.
Большая часть коллекции состоит из уникальных произведений прославленных центров — Сергиева Посада, Богородского, вятской Дымковской слободы, Больших Гончаров в Туле и других. Лучшие из них находятся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Макарьев Леонид Федорович. Матэ Василий Васильевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 134.