Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонения иконам Богоматери»
Поморское литье. Вторая половина XVIII века (?)
- Медный сплав, литье, эмаль. 18 х 42 х 0,5
- ОНИ/М-1236
Пост. в 1971 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский / религиозный сюжет
- Поделиться
Складень, украшенный цветными эмалями, состоит из четырех створок с килевидным оглавием. В развернутом виде он представляет собой многочастную композицию из двадцати клейм-иконок. За сходство формы и немалый вес такой складень в народе называли „утюгом“, но по составу и сложности многоярусной композиции он использовался в качестве иконостаса. Изображения Распятия, Отечества и Крестовоздвижения в оглавиях складня венчают композицию из клейм праздничного цикла. Они представляют основные события из жизни Христа и Богоматери. Завершается цикл сценами небесного и земного поклонения Богоматери и Ее чудотворным иконам. Декоративное оформление створок в сложенном виде имеет сходство с книжными заставками. Как и в старообрядческих рукописях, складень начинается с богато орнаментированной рамки – заставки, включающей в себя древнее изображение восьмиконечного Креста Господня. Подобный тип складня был создан в начале XVIII века в медеплавильных мастерских (медницах) Выговского старообрядческого общежительства на севере России. После раскола русской церкви, вызванного в середине XVII века реформами патриарха Никона, в Выговскую пустынь стали стекаться поборники старой веры. Последователи древней церковной культуры, поморские ремесленники и художники сохранили древнерусскую традицию. При этом они создали новые формы и сюжетные композиции медной пластики, отвечающие требованиям идеологии и народным вкусам поморским старообрядцев. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 438.