Коллекция онлайн

Дробница «Распятие» с напрестольного креста

Москва. Вторая половина ХVIII века


В ХVIII веке золотые и серебряные изделия обычно украшались эмалевыми медальонами или дробницами, плотно вмонтированными в предмет. Во второй половине ХVIII века – времени расцвета строгого классицизма – эмаль приобретает более самостоятельное значение и часто применяется как единственный художественный элемент в украшении предмета. Четырех-конечный крест-распятие в обрамлении округлых крестовидных дробниц составляет декоративное убранство напрестольного креста, выполненного в Москве в конце ХVIII века. По стилистическим особенностям фигуры распятого Христа, написанной достаточно условно, данному изображению могут быть прослежены аналоги в московской иконописи ХVIII века, связанной с послениконовской традицией. К иконографии никоновского времени относятся латинские титла над головой Спасителя, введение в верхнюю венчающую композицию Бога Саваофа с изображением Святого Духа в виде голубя. В личном письме мастерами сохранены лучшие традиции иконописной школы Оружейной палаты. Традиционны фигуры и жесты молитвенного предстояния Богоматери, апостола Иоанна, сдержанная цветовая гамма бледно-голубого фона, малиновых, голубых и зеленых одежд, бледно-желтых нимбов, тип Голгофского креста с головой Адама в подножии. Ирина Колобкова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 289.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: