Коллекция онлайн

«Ветхозаветная троица за трапезой»

XVIII век


С XVI века Холмогоры – известный центр костерезного искусства на Русском Севере. XVIII столетие – период расцвета этого промысла, когда изготавливалось множество утилитарных предметов (ларцы, бюро, шкатулки, вазы, кубки, веера, гребни, игольники), а также предметы церковного обихода – иконы, распятия, кресты. Мастера в совершенстве овладели разнообразными техническими приемами обработки кости: ажурная и рельефная резьба, цветная гравировка естественно сочетались в одном произведении. В резьбе костяных икон холмогорские мастера использовали широкий круг источников из русского и западноевропейского искусства. Особенно часто за образец брали гравюры из Библии Пискатора. Беря за основу ту или иную гравюру или икону, резчик творчески их перерабатывал, учитывая свойства драгоценной кости мамонта и моржового клыка, а также тенденции господствующего большого стиля в искусстве. Так, орнамент, окаймляющий икону „Троица“ XVIII века, составлен из крупных завитков раковины, объемно моделированных. В иконе „Тайная вечеря“ начала XIX века рокайль уступает место классицистическим цветочным гирляндам, венкам на фоне тонкой сетки, рядам бусин. Для холмогорской резьбы по кости характерно сочетание народных традиций и высокой культуры профессионального искусства. Маргарита Захарова //  Иисус Христос. СПб, 2000. С. 192.

В отделе древнерусского искусства ГРМ хранится более 1000 произведений, главным образом прикладного искусства [из собрания Ф. М. Плюшкина]. Небольшая группа предметов XVIII–XIX веков в 1953 году была передана в отделы народного и прикладного искусства. Н . О. Крестовская , М. А. Сорокина , Л . А . Старкова. ПЛЮШКИН Федор Михайлович. // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 132.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: