Коллекция онлайн

Женский свадебный костюм

Пинежский уезд, Архангельская губерния. ХIХ век


Рубаха (рукава)
Лен, строчка, вязка. 35 х 164
В-8132

Сарафан
Шерсть, лен, шелковые ленты, ткачество. 121 х 130
Т-4076

Головной убор — кокошник
Парча, кумач, золотное шитье (серебряными нитями). 12 х 22 х 21
В-8141

 

Традиционная русская свадьба продолжалась не один день и состояла из целой череды различных обрядов, каждому из которых соответствовал свой наряд. На Пинеге свадебный комплект, состоящий из красного сарафана-«понитка» и белой рубахи, сшитой из тонкого домашнего холста использовали в обряде «обкручивания», когда с невесты снимали девичью повязку и надевали женский головной убор. Как правило, это происходило сразу после венчания в церкви, либо в доме жениха на следующий день. Н. В. Тарановская, много лет занимавшаяся изучением народного искусства Русского Севера, оставила замечательное описание этого праздничного наряда: «Спереди он подчеркивал стройность девичьей фигуры, с боков и со спины ниспадал крупными складками, мягко окутавшими стан. И по цвету он был сказочно красив. Красное сукно горело светлым жаром. Красный цвет пульсировал и разливался в глазах. Сарафан уже начинал казаться солнечным одеянием, и пламя его могло остудить только выбеленное на весенних снегах полотно pyбaшки» (Тарановская, 1999. С. 53–54). Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.114.

Платок невесты / Платок-«ширинка». XIX век
Пинежский уезд, Архангельская губерния
Лен, строчка. 44,5 х 39,5
В-8135 ОНИ

На Севере вышитый платок-ширинку (по определению В. И. Даля, отрезок цельной ткани во всю ширину ее) невеста в день свадьбы дарит жениху, прикрепляя к головному убору или поясу новобрачного. Такой платок уже в древности использовался в свадебных обрядах и имел правовую силу. В XVI–XVII веках в царском быту платок-ширинка был дорогим подарком. В русских деревнях обычай сохранился до начала ХХ века. Пинежский платок-ширинка вышит узорами, символизировавшими плодородие – крючковатыми крестами и ромбами. Сорокина М.А. Платок в руке // Платки и шали в России. Материалы и исследования. СПб, 2018. С.95-104.

Ширинка. XVII век
Лен, шелк, вышивка набором, шелковые кисти. 70х70
В-5268.

Широкое распространение получили так называемые «рипсовые шали» – шелковые тканые платки со сложным жаккардовым узором в виде крупных букетов и гирлянд цветов, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями – зеленого с красным, лилового с оранжевым. Существует два текстильных термина: «репсовая ткань» и «рипсовая ткань». Репс – общее понятие, относящееся к широкому кругу тканей разных волокон, подразумевает плотные ткани в «рубчик». «Рипсом» в XIX веке называли только мягкие шелковые плательные и платочные ткани «в рубчик». В собрании Русского музея более 20 «рипсовых шалей» и почти все они были привезены из экспедиций по районам Русского Севера.

Узоры платков построены на сочетании таких элементов, как букеты, бусы, кружевные ленты, картуши с косой решеткой. Художники и ткачи использовали орнаменты разных исторических стилей, модных в середине XIX века. На многих платках обнаруживаются декоративные элементы, характерные для стиля «второе рококо»: например, условно изображенные пышные «султанчики», изящно свисающие гирлянды-«дождики», трельяжные решетки разных размеров. Ковалева Н. И. Шелковые платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 106–109.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: