Коллекция онлайн

Женский праздничный костюм

Конец XVIII — начало XIX века


Сарафан
Начало XIX века
Парча, галун. 131 х 215
Пост. из МЦУБШ, ранее находился в собрании А. Ф. Прядиловой (Нижний Новгород)
Тк-1186

Шугай
Начало XIX века
Парча, галун, бахрома. 54 х 178
Пост. из МЦУБШ, ранее находился в собрании А. Ф. Прядиловой (Нижний Новгород)
Тк-534

Головной убор — кокошник
Конец XVIII века
Золотное шитье, низанье перламутром, цветные стекла, бирюза. 36 х 17 х 27
Пост. в 1950 из ЛГЗК
В-6759

Девушки и женщины в разноцветных сарафанах, кичках, кокошниках и шелковых платках были подобны сказочным птицам в ярком оперении. Этому впечатлению способствовал и блеск золотых нитей парчи, переливчатость тафты и штофа. Роскошные воротники, развернутые веером на плечах, заложенные округлыми сборками («борами») подолы шугаев и душегрей напоминают раскинутые крылья. В начале XIX века под влиянием городской европейской моды стал изменяться покрой праздничного наряда купеческих жен и дочерей, зажиточных крестьянок. Шугаи изготавливали искусные портные, применявшие множество приемов кройки и шитья, характерных для светского платья. Появились спущенное плечо, пышный присборенный рукав и плавно изогнутая линия сложной подкройной спинки. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 36.

Известный политический и общественный деятель России второй половины XIX века А. А. Половцов был страстным коллекционером произведений искусства. По его инициативе был организован Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Архивные документы музея  сохранили сведения о коллекциях русского народного искусства, которые Половцов и его супруга, Надежда Михайловна Половцова (1843–1908), приносили в дар музею или приобретали для него.

Коллекции Музея училища Штиглица в 1930-е годы оказались разрозненными и теперь находятся в собраниях четырех музеев: ГЭ, ГРМ, Музея декоративно-прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. В коллекции ОНИ ГРМ имеется свыше 500 экспонатов, ранее принадлежавших Музею училища барона А. Л. Штиглица. Некоторую часть из них удалось сопоставить с архивными документами и определить, от какого коллекционера они поступили. Эти собиратели по большей части оказались известными людьми, знатоками русской культуры: И. Ф. Барщевский — фотограф, археолог, искусствовед, хранитель музея «Русская старина» в Талашкине, основатель и директор музея в Коломенском; Н. В. Султанов — архитектор, реставратор, искусствовед, идеолог византийского стиля; В. А. Прохоров — историк, археолог, преподаватель, основатель Древнехристианского музея Академии художеств; А. Ф. Прядилова — нижегородская купчиха, известная собирательница народного костюма. О. В. Алексеева, Н. О. Крестовская, Г. А. Пудов, М. А. Сорокина.  Александр Александрович  Половцов // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133-134.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: