Женский головной убор — борушка
Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. До 1889 – собрание И. Ф. Барщевского. ХIХ в
- Золотное шитье, вышивка перламутром и цветными стеклами. 14 х 18 х 23
- В-2666
Пост. из МЦУБШ, до 1889 — в собрании И. Ф. Барщевского- Собрание А. А. Половцова
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Известный политический и общественный деятель России второй половины XIX века А.А.Половцов был страстным коллекционером произведений искусства. По его инициативе был организован Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Архивные документы музея сохранили сведения о коллекциях русского народного искусства, которые Половцов и его супруга, Надежда Михайловна Половцова (1843–1908), приносили в дар музею или приобретали для него.
Коллекции Музея училища Штиглица в 1930-е годы оказались разрозненными и теперь находятся в собраниях четырех музеев: ГЭ, ГРМ, Музея декоративно-прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. В коллекции ОНИ ГРМ имеется свыше 500 экспонатов, ранее принадлежавших Музею училища барона А. Л. Штиглица. Некоторую часть из них удалось сопоставить с архивными документами и определить, от какого коллекционера они поступили. Эти собиратели по большей части оказались известными людьми, знатоками русской культуры: И. Ф. Барщевский — фотограф, археолог, искусствовед, хранитель музея «Русская старина» в Талашкине, основатель и директор музея в Коломенском; Н. В. Султанов — архитектор, реставратор, искусствовед, идеолог византийского стиля; В. А. Прохоров — историк, археолог, преподаватель, основатель Древнехристианского музея Академии художеств; А. Ф. Прядилова — нижегородская купчиха, известная собирательница народного костюма. О. В. Алексеева, Н. О. Крестовская, Г. А. Пудов, М. А. Сорокина. Александр Александрович Половцов // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133-134.
Головные уборы северянок — жительниц Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерний — исключительно разнообразны. Это и каргопольские кокошники и сороки, девичьи перевязки, вологодские шашмуры, которые называли также сборниками, моршнями, архангельские мягкие повойники, на которые повязывали «кустышки» — яркий шелковый платок, концы которого стояли надо лбом, «как заячьи ушки».
В каждом регионе складывались свои приемы украшения — шитье жемчугом, бисером, золотными нитями — причем так, что серебряные позолоченные нити полностью покрывают всю поверхность убора, и ни один узор не повторяет другой. Молодые женщины в первые годы замужества носили нарядные, богато украшенные уборы, в пожилом возрасте — более скромные. Особые уборы носили просватанные девушки. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.96.