Коллекция онлайн

Женский праздничный костюм

Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. ХIХ век


Сарафан и рубаха
Современная реконструкция

Душегрея
Парча. 162 х 37
Пост. из КМ
Гр.Б-1628

Кокошник
Ткань, жемчуг, бисер, золотные нити, низанье, шитье по карте. 14 х 12 х 18
Пост. в 1966 из собрания В. Ф. Груздева (Ленинград)
В-8634

Каргопольский кокошник имеет характерную форму — его очелье с густой сеточкой жемчужной поднизи выступает над лбом, отчего его называют «кика с рогом». Все части головного убора расшиты то кубиками рубленого перламутра, то матово поблескивающими жемчужинами. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПб, 2015. С. 136.

Платок
Вторая половина ХIХ века
Полотно, золотная нить, бить, шитье по карте, бахрома. 112 х 112
Пост. в 1971 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
В-9377

Каргополь, уездный город Олонецкой губернии, был одним из крупных торговых центров Прионежья. Некоторые волости уезда были центрами старообрядчества разных согласий. И именно в этих волостях в XIX веке получило развитие золотное шитье, прежде всего, на белых платках из миткаля и тонкого полотна. Такие платки были частью праздничного наряда каргополок, включающего сарафан и душегрею из узорного шелка, белую рубашку, иногда также с золотным шитьем на рукавах, и шитый жемчугом кокошник. Кокошник и золотошвейный платок на Каргополье бытовал очень долго. В начале ХХ века их носили с парочками и с платьями из шелковой ткани. Позднее платки заменили шелковыми шалями, а каргопольские кокошники еще продолжали носить.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Каргопольские шитые золотом платки уникальны тем, что в них ощущается связь с традициями шитья Древней Руси. Собирательница северорусского фольклора Е. И. Орлова из Архангельской волости рассказывала, что ее мать училась шить «золотые платы» у монахинь Успенского монастыря в Каргополе. В то же время золотное шитье на платках — неотъемлемая часть местного народного искусства: резьбы по дереву, крестьянской вышивки с ее древними образами. Крупные и овальные мотивы золотного шитья напоминают лучевые розетки на каргопольских прялках. Зубчатая кайма по краю платка как будто повторяет мотивы трехгранно-выемчатой резьбы по дереву. Округлой формы вазоны, из которых прорастают пышные цветущие кусты — также один из любимых мотивов народной росписи на деревянных изделиях. Условные, едва узнаваемые фигуры птиц, как бы порхающих среди ветвей по краям платка, похожи на птиц, вышитых старинным двусторонним швом на концах полотенец. 

Каргопольские платки обычно вышиты по белой плотной ткани золотными нитями и битью, причем вышивка занимает только половину платка, располагаясь углом. Расшитых полностью платков в этом регионе не делали. Угол платка, лежащий на спине, обычно украшен одной крупной сложной композицией. Вокруг нее в определенном ритме раскиданы мелкие цветочные мотивы; ближе к краю вьется ветвь с крупными листьями, вдоль края располагается узкая волнистая или зубчатая кайма, а иногда и вышитый текст, который заменяет кайму. По местному обычаю платки закалывали под подбородком, свободно распуская углы по спине и груди. При этом углы, лежащие на груди, не всегда украшались шитьем, а если в углах выполнены мотивы, то они имели вид скромной веточки.

Благопожелательные тексты, вышитые по краям платков, например, «Сей платокъ девицы носить счастливо Пелагие Васильевны и благополучно» — уникальное явление народного искусства в целом и интересная часть местной художественной культуры. В этом же регионе бытовали тканые пояса с дарственными текстами, весьма близкими по содержанию. На одном из платков в собрании Архангельского музея изобразительных искусств после фразы «желаю носить не терять» вышита дата «1870».

Можно утверждать, что промысел золотошвейных платков был развит всю вторую половину XIX века, но расцвет этого искусства приходится на 1860–1880-е годы: к этому времени можно отнести самые нарядные, с роскошным орнаментом, богатой фактурой шитья платки. Они демонстрируют уникальные приемы древнерусского золотного шитья: «ягодка», «клопчик», «косые рядки», «городок». Золотные нити в определенном порядке прикрепляются к основе цветными шелковыми нитями, их стежки образуют четкий геометрический рисунок на поверхности шитья. Рядом сияют детали узоров, расшитые «по карте» — подложенным под них кусочками картона, дающим ровный блеск нитям. Детали, вышитые битью — сверкающие, благодаря переломам ее плоской поверхности. Тонкие петельки тамбурного шва «рисуют» легкие стебельки цветов и листьев, разбросанных по фону, делают более нарядными контуры мотивов узора.

Кроме богатой вышивки, покрывающей все поле платка с угла на угол, он украшен густой бахромой, иногда дополнен также ворворками — нарядными фигурными подвесками. Некоторые каргопольские платки затмевают своей роскошью нижегородские. Сорокина М. А. Золотошвейные платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI века в собрании Русского музея: материалы и исследования. СПб, 2018. С. 75–95.

П. П. Каменский. Олонецкая женщина. 1913. Императорский фарфоровый завод


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: