Параскева Пятница
XVII в.
- Дерево, живопись, резьба, краска. 79,0 × 44,0 × 13
- ДРД-483
Пост. в 1897 г. из музея древнерусского искусства Императорской Академии художеств
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался еще в XVI веке. Это в первую очередь киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. В XVI–XVII веках на Севере повсеместно строились тябловые иконостасы. По традиции, киотная скульптура размещалась в местном ряду. В середине — второй половине XVII века в крупных городах Русского Севера возводятся высокие многоярусные иконостасы, в которых наряду с орнаментальной резьбой появляются деревянные рельефные изображения. Они помещаются на створках врат и сени. И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 161.
Великомученица Параскева родилась в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они назвали свою дочь Пятницей (по-гречески Параскева). Она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. Память в православной церкви совершается 28 октября (10 ноября).
Показать полный текстПроизведений художественной резьбы этой эпохи до нас дошло значительно меньше, нежели икон. Худшая сохранность деревянной скульптуры не в последнюю очередь связана с непростой историей ее бытования, в частности с борьбой против идолопоклонства, а в XVII веке — против «латинянства».
В начале XVIII века, когда возник интерес к европейской скульптуре, резко изменилось отношение к старому искусству. Резные иконы были запрещены указами Синода 1722 года, при этом отмечалось, что резные образы не противны благочестию, однако не всегда исполнены с должным мастерством. После этих указов многие резные иконы и скульптуры были вывезены из храмов, переданы для освидетельствования в Синод, многие попали в кладовые или оказались утраченными.
В XVII веке, в связи с мощным московским влиянием на традиционные культурные региональные центры, в резьбе, так же как в иконописи и архитектуре, происходят процессы унификации формы. Возрастает роль водного пути в Архангельск. На Север приглашаются мастера из Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Новгорода. Не остаются без внимания и новые европейские веяния. Формируются два направления в резьбе: стилизация и натурализм, однако местные особенности характера и стиля не исчезают. Резное убранство северных храмов создавалось прежде всего руками местных мастеров. Основными заказчиками резных иконостасов и икон были крупные торговые центры: Вологда, Холмогоры, Великий Устюг, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Соловецкий монастыри, известные своими художественными традициями. В городах и монастырях Северного Поморья продолжали резать киотные иконы, небольшие образки и кресты.
И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 161.