Деревянная скульптура (культовая)
Культовая деревянная скульптура – яркое, но малоизученное явление в русском искусстве. Наиболее ранние памятники датируются XIV–XV веками. Деревянные скульптуры из коллекции отдела народного искусства относятся к концу XVII–XVIII векам и являются фрагментами декоративного убранства многоярусных иконостасов (стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма) церквей и соборов Севера и Средней России.
В конце XVII — начале XVIII века под влиянием барокко вместо традиционных плоскорельефных резных икон и изображений святых в декор зданий и в резные иконостасы стали вводить деревянную скульптуру.
Указ Синода от 21 мая 1722 года был направлен против увлечения объемными изображениями, против установки человеческих фигур в церквах, в чем усматривалось недопустимое сходство с убранством католических храмов. Резные изображения сбрасывались с иконостасов, уничтожались или отправлялись в губернские города, складывались в подвальные помещения и на чердаки церквей. В XIX веке был введен очередной запрет на деревянную скульптуру указами Синода в 1830 и 1832 годах.
Несмотря на официальные запреты деревянной скульптуры в русских церквах, народные мастера украшали их резными раскрашенными и позолоченными фигурами. В многочисленных центрах резьбы по дереву исполнялись для украшения церквей традиционные рельефные и уплощенные изображения Богоматери, Параскевы-Пятницы, Николы Можайского и других святых.
В церквах городов, торговых сел и богатых деревень устанавливались многоярусные резные иконостасы, украшенные объемной или плоскорельефной скульптурой. На царских вратах, на узловых деталях конструкции этих иконостасов среди пышных завитков растительного орнамента помещались изображения ангелов, херувимов, апостолов. В завершении иконостаса укреплялись многофигурные композиции „Распятие с предстоящими“, „Вознесение“ и другие сцены евангельского цикла. В иконостасной скульптуре бережно сохранялись богатые художественные традиции искусства Древней Руси, быстро осваивались новые приемы объемной резьбы, вводились необычные сюжеты.