Коллекция онлайн

конец XVI – начало XVII в.

Богоматерь Молебная, с избранными ростовскими святыми

Конец XVI — начало XVII века


Изображение Богоматери в рост с развернутым свитком и поднятыми в молении руками принадлежит к древнему иконографическому типу «Богоматерь Заступница» (Агиосоритисса) (см. ДРЖ-331). На Руси оно получило именование «Богородица Молебная», или «Моление о народе». Текст на свитке Богоматери содержал ее попечение о спасении христиан, обращающихся к ее заступничеству. Богоматерь предстоит пребывающему на небесах в окружении ангелов Христу, который отвечает ей благословением, а текст на свитке в его руках свидетельствует об удовлетворении просьб Матери.

На древнейших иконах этого извода XV — первой половины XVI века у ног Богоматери изображалась группа молящихся, которая олицетворяла страждущий народ. В середине XVI века этот образ начал вытесняться изображением почитаемых общероссийских и местночтимых святых, воплощающих идею соборной молитвы, покровительства и защиты.

На иконе, которая была написана для Благовещенского собора в Сольвычегодске — вотчине именитых людей Строгановых, — к Богоматери с молением обращаются наиболее почитаемые ростовские чудотворцы. Это первые святители старейшей русской кафедры, ростовские епископы Леонтий, Исайя, Иаков и Игнатий, ростовский юродивый Исидор Твердислов, Петр, царевич Ордынский, и Варлаам Хутынский. Согласно житийной повести, Петр Царевич был племянником хана Берке, принявшим христианство и перешедшим на службу к ростовским князьям (вторая половина XIII — начало XIV века). Он почитался основателем ростовского Покровского монастыря и на иконе представлен в монашеском облачении.

Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 339.

Рест. до поступления в музей, повторно в 1978–1981 в ГРМ С. И. Голубевым

Показать полный текст
Скрыть полный текст

О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.

Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.

Почитаемая икона с подобным изображением хранилась в константинопольском храме в Халкопратии, в который совершали богомольные выходы византийские императоры в главные Богородичные праздники. Первая икона этого извода на Руси была написана для владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского в середине XII в. и помещена им в монастыре Рождества Богоматери в селе Боголюбово (память 18 июня).

В XVI в. на иконах рядом с Богоматерью начали изображать фигуры коленопреклоненных избранных святых, а в небесном сегменте — не только благословляющую Божественную десницу, но и Христа, часто в окружении ангелов. Иконы этого извода приобрели значение «помянных», «обетных», их нередко заказывали для вклада за здравие и за упокой. К этому типу принадлежит и икона Семена Бороздина. Богоматерь предстоит пребывающему на небесах в окружении сонма ангелов Христу, который отвечает ей благословением. Текст молитвы на свитке Богоматери восходит к надписи на древней владимирской иконе. К Богоматери с молением обращаются наиболее почитаемые ростовские чудотворцы — Иаков, епископ ростовский; Петр, царевич ордынский; Исидор Твердислав, юродивый; ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий. Среди них присутствует основатель Хутынского монастыря в Новгороде преподобный Варлаам.

Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 177.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Mille anni di cristianesimo nell'arte russa. Icone dall'XI al XX secolo. Aosta, 1997. P. 194. Cat. 94. Fig. P. 195; Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 44-45. Ил. 45; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых. По материалам советских музеев // Музей 4. М., 1983. С. 54; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 18. Кат. N 3; Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 115-116; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. C. 177. N 103; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. N 17


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: