Богоматерь Боголюбская
Начало XVI века
- Дерево, левкас, серебро, камни:, бархат, темпера (басменный серебряный оклад, два накладных серебряных венчика, гравировка, скань, эмаль, камни). 27 х 21,5 х 3
- ДРЖ-331
Пост.: 1898 из ИАХ; ранее – собр. М. П. Погодина
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Иконы с изображением «Богоматери Боголюбской» принадлежат древнему византийскому иконографическому типу «Богоматери Заступницы» (Агиосоритиссы). Распространение в Византии образа молящейся Спасу Богородицы — заступницы за род человеческий — связано с обычаем ставить его поблизости от алтаря над местом владык-ктиторов. Древнейшая русская икона такой иконографии была написана по заказу князя Андрея Юрьевича Боголюбского для княжеского собора Рождества Богородицы в Боголюбовом монастыре недалеко от Владимира. По преданию, там, где был основан монастырь, остановились кони, везшие знаменитую чудотворную икону Богоматери, ставшую впоследствии известной как «Владимирская». Князь Андрей отслужил молебен Богородице и дал обет построить на этом месте храм во имя Пресвятой Девы. В древней летописи монастыря рассказывается о чудесном явлении ему Богоматери во время молитвы: «...в шатре его стоящая в единой руце хартию держащая...» В память бывшего видения Андрей «призва же искуснейших изографов» и повелел им написать икону Богоматери в том виде, в каком она явилась ему в шатре.
Иконе было установлено специальное празднество, составлена торжественная служба. На протяжении многих веков она почиталась как чудотворная, с нею были связаны надежды людей на избавление от врагов, исцеление от болезней. Поскольку икона была моленным образом Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского и свидетельствовала о покровительстве Богоматери владимирским князьям, она, как и все святыни Владимиро-Суздальской земли, стала со временем пользоваться большим почитанием московского двора. В первой половине XV в. этот образ Богоматери «о всем мире предстательницы» был скопирован для дворцовой церкви Сретения, став моленной иконой московских князей, а впоследствии — городской святыней. Икона «Богоматери Боголюбской» воспринималась теперь как защитница и покровительница не только города Владимира, но и всей земли Русской. С этим связано широкое распространение таких икон в московском искусстве XV–XVI вв.
Показать полный текстНа иконе Богоматерь-заступница держит в левой руке развернутый свиток своего моления Сыну: «Владыко, Вседержителю, Сыне, Боже мой, преклони ухо Твое и услыши молитву Матери». Услышавший молитву Спаситель склоняется к ней с благословением. У ног Богородицы группа людей, горячо молящих ее о помиловании. В их слитности и единстве передано общее настроение, общий порыв, движение. Этой яркой разноликой толпе словно противостоит тонкая, вытянутая фигура Богоматери, полная одухотворенности, спокойствия и величия. Ни один иконографический тип русских Богородичных икон не передает с такой наглядностью и доступностью отношение к Богородице как главной и самой надежной посреднице перед Богом, ходатайнице и заступнице за весь род людской. Не случайно на таких иконах вместо названия просто писали: «Моление Пречистой о народе». К иконографическим особенностям иконы из Русского музея следует отнести группу предстоящих, которые не передают здесь ни образов конкретных святых, как это принято на иконах XVI–XVII вв., ни даже их иерархической принадлежности какому-то «чину». Одетые в простые «апостольские» одежды, без нимбов, одиннадцать изображенных фигур, вероятно, представляют народ.
Светоносность живописи, тонкое миниатюрное письмо, изысканность цветового и ритмического строя произведения, особая пластика форм и пространственность позволяют считать икону работой московского художника раннего XVI в.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 179.