Коллекция онлайн

конец XVI – начало XVII в.

Сретение Владимирской иконы Богоматери

Конец XVI — начало XVII века


Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники: «Чюдо пречистыа Владимерскыа иконы, иже посрами Темиряксака…». Тексты иконописных подлинников называют московского митрополита Киприана основным действующим лицом композиции «Сретение Владимирской иконы»: «Из града изыде Киприян митрополит с кадилом, а сам рус, брада короче Василья Кесарийскаго…»

Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии). 

Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 259.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Реставрирована до поступления в музей, повторно  в ГРМ в 1981–1983 Р. А. Кесаревым.

О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.

Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.

Праздник Сретения этой иконы был установлен 26-го августа и связан с чудесным избавлением Отечества от полчищ Тамерлана в 1395 г. Предание сообщает, что великий князь Василий Дмитриевич молился московским чудотворцам и преподобному Сергию об избавлении земли русской от нашествия татар. Он обратился к митрополиту московскому Киприану с просьбой о перенесении чудотворной иконы из Владимира в Москву. В праздник Успения Пресвятой Богородицы прославленную святыню торжественным крестным ходом встретили на Кучковом поле. Тогда же, согласно преданию, Тамерлану во сне было видение «Величавой Жены» — Богоматери, повелевшей ему оставить пределы России.

На иконе запечатлен момент торжественной встречи иконы «Владимирской Богоматери» митрополитом Киприаном, вышедшим из врат Успенского собора вместе с многочисленным клиром. Народ из Московского Кремля выносит навстречу запрестольный образ «Владимирской Богоматери». На переднем плане представлены два архиерея с чтимой иконой в руках; справа — молящийся народ.

Икона частично раскрыта. На расчищенном участке первоначальная живопись звучит в радостных, ярких цветах. На золотом фоне (свете) преобладают ярко-розовые и светло-зеленые тона палат и одежд. Лики световидны. Письмо их мелкое тщательное с большим количеством белильных оживок. В узорах палат и одежд красочные пробела. Характерно сочетание мелочной проработки архитектурных деталей, узоров в одеждах с широким, свободным письмом иконных горок. Поля иконы глубокого темно-оливкового тона еще больше подчеркивают радостное звучание красок средника.

Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 163.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 56-57. Ил. 56, 57; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых. По материалам советских музеев // Музей 4. М., 1983. С. 54; Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова. СПб., 1996. С. 5. Ил. на с. 15; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 25. Кат. 10; Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 116; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 163. N 92; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С. 28; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. N 16


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: