Сретение Владимирской иконы Богоматери
Конец XVI — начало XVII века
- Дерево, темпера, доска цельная, ковчег, две встречные профилированные шпонки (хiх века). 35,5 х 29,8 х 2,4
- ДРЖ-1018
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде- Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Кесарев Р.А. (1981–1983)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники: «Чюдо пречистыа Владимерскыа иконы, иже посрами Темиряксака…». Тексты иконописных подлинников называют московского митрополита Киприана основным действующим лицом композиции «Сретение Владимирской иконы»: «Из града изыде Киприян митрополит с кадилом, а сам рус, брада короче Василья Кесарийскаго…»
Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии).
Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 259.
Показать полный текстРеставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981–1983 Р. А. Кесаревым.
О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.
Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.
Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.
Праздник Сретения этой иконы был установлен 26-го августа и связан с чудесным избавлением Отечества от полчищ Тамерлана в 1395 г. Предание сообщает, что великий князь Василий Дмитриевич молился московским чудотворцам и преподобному Сергию об избавлении земли русской от нашествия татар. Он обратился к митрополиту московскому Киприану с просьбой о перенесении чудотворной иконы из Владимира в Москву. В праздник Успения Пресвятой Богородицы прославленную святыню торжественным крестным ходом встретили на Кучковом поле. Тогда же, согласно преданию, Тамерлану во сне было видение «Величавой Жены» — Богоматери, повелевшей ему оставить пределы России.
На иконе запечатлен момент торжественной встречи иконы «Владимирской Богоматери» митрополитом Киприаном, вышедшим из врат Успенского собора вместе с многочисленным клиром. Народ из Московского Кремля выносит навстречу запрестольный образ «Владимирской Богоматери». На переднем плане представлены два архиерея с чтимой иконой в руках; справа — молящийся народ.
Икона частично раскрыта. На расчищенном участке первоначальная живопись звучит в радостных, ярких цветах. На золотом фоне (свете) преобладают ярко-розовые и светло-зеленые тона палат и одежд. Лики световидны. Письмо их мелкое тщательное с большим количеством белильных оживок. В узорах палат и одежд красочные пробела. Характерно сочетание мелочной проработки архитектурных деталей, узоров в одеждах с широким, свободным письмом иконных горок. Поля иконы глубокого темно-оливкового тона еще больше подчеркивают радостное звучание красок средника.
Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 163.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 56-57. Ил. 56, 57; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых. По материалам советских музеев // Музей 4. М., 1983. С. 54; Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова. СПб., 1996. С. 5. Ил. на с. 15; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 25. Кат. 10; Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 116; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 163. N 92; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С. 28; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. N 16