Богоматерь Владимирская
Середина XVI века
- Дерево, левкас, темпера. 31,7 х 25,5 х 2,4
- ДРЖ-1159
Пост.: 1914 из Покровского монастыря в Суздале- Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Образ "Богоматери Владимирской" относится к группе икон из женского Покровского монастыря в Суздале. Временем основания монастыря считается 1364 г. Поводом послужило чудесное спасение князя Андрея Константиновича от потопления на Волге. Место для воздвижения храма было указано суздальским епископом Иоанном и преподобным Евфимием недалеко от Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Первый храм во имя Покрова Богородицы был деревянным. Только в начале XVI в. по велению великого князя Василия Иоанновича строятся каменные соборы: Покровский храм, церковь во имя Зачатия св. Анны, церковь под колокольней во имя Происхождения честных древ и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Покровский женский монастырь стал одним из богатейших на Руси и широко известным уже в XIV в. Он был местом пострижения знатных вдов опальных князей. Здесь же находились в заточении две бывшие царицы – Соломония Сабурова, первая жена Василия III (1479–1533) и Евдокия Лопухина (1669–1731), первая жена Петра Великого. Покровский монастырь прославлен их духовными подвигами и богатыми вкладами. После смерти знатных инокинь все их имущество, драгоценности и предметы рукоделия поступали в казну монастыря. Икона "Владимирской Богоматери" была вкладом в монастырь и принадлежала инокине Варсонофии Шенкиной, о чем свидетельствует надпись на обороте иконы.
Пядничный образ восходит к прославленной греческой святыне, иконе "Богоматерь Владимирская" XII в., но значительно уступает ему по размерам. В ризнице Покровского монастыря хранилось до пятидесяти икон, значащихся в описях 1597 и 1652 гг. Возможно, икона "Владимирской Богоматери" была одной из них.
Памятник из Покровского монастыря пленяет внутренней гармонией, особой тишиной и покоем. Состояние умиротворенности и глубокой созерцательности в лике Богородицы сочетается с трогательной порывистостью младенца Христа. Образ написан традиционно на золотом фоне. Теплые, сближенные по тону цвета, плавная линия силуэта, идеально вписанного в пространство средника, изысканный колорит отвечают духовному содержанию образа. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 155.