Преподобный Варлаам Хутынский
1701
- Дерево, две цельные доски, склеенные по толщине с перпендикулярным направлением волокон, без ковчега, левкас, паволока, темпера. 35,1×23×3
- ДРЖ-1168
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Васильев А. И. (1997)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский / религиозный сюжет
- Поделиться
Иконографический вариант образа святого Варлаама, представленного в молении перед образом Спаса Вседержителя в облаках, традиционен для заказных икон чудотворца. В XVI–XVII веках иконы такого извода писали не только в Новгороде, но и в других русских центрах, особенно в Москве. В столице был весьма важен воинский аспект почитания чудотворца, возможно связанный с его предсказанием победы над Литвой и крымским ханом. Одно из чудес Жития святого повествует о явлении Варлаама великому князю Василию Ивановичу и его помощи воинству на полях сражений. Согласно другому сказанию, при основании города Васильсурска в 1523 году «поборник на агаряны Варлаам Хутынский явился великого князя воеводам, ходяй по полкам». Следует также вспомнить о характере молитв святому во время крестных ходов и молебнов, в которых его неизменно просят «о тишине и мире» для Русской земли, о русском воинстве и о даровании победы на «бусорманьство и на латинство» (над крымскими и казанскими татарами и Литвой). Не случайно, именно его образ просит воспроизвести на иконе писарь Семеновского полка Григорий Рупцов, заказавший ее одному из лучших иконописцев того времени. Не исключено, что поводом для написания обетного образа («по обещанию») послужило исцеление или спасение ее заказчика «молитвами Варлаама». Ирина Шалина // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 75.
Заказчик иконы Григорий Рупцов, прежде чем поступил в Семеновский полк, служил в потешной Семеновской роте. Создание иконы могло быть связано с военными действиями начала Северной войны. В Нарвском сражении Семеновский полк понес большие потери; после баталии, в конце декабря 1700 года, он был переправлен в Москву, затем занят в Новгороде на крепостных работах и в декабре 1701 года возвращен в столицу.
Весьма вероятно, что заказ на икону с изображением святого покровителя русского войска и новгородских земель был сделан в Москве в воспоминание о военных событиях. Преподобный представлен в пустынном месте, обращенным в молении к Спасу «во облацех».
Лесной пейзаж и образ Христа в лучах света заставляют вспомнить сюжет из жития святого об основании Преображенского монастыря, в котором повествуется, как он увидел свет на месте будущей обители близ реки Волхов. «Лес и чаща велика», упомянутые в тексте, мастерски написаны в «живоподобной» манере. Рядом со статичной фигурой святого «реалистично» трактованный пейзажный фон кажется лишь декорацией. Следуя принятой в конце XVII столетия традиции изображения природы в произведениях царских иконописцев круга Симона Ушакова, Кирилл Уланов отказывается от декоративных лещадок, орнаментализации листвы, но показывает тающие в дымке холмы, оставляет природе ее естественные цвета и формы, выписывая каждую травинку, листики деревьев, мягкие облака. Пейзаж построен из трех планов, постепенно высветляющихся к горизонту.
В верхнем левом углу иконы, вокруг Спаса, в цвет золотистого небесного сегмента изображены полупрозрачные херувимы, напоминающие западных путти.
Величественный и сдержанный художественный язык произведения находит аналогии в ряде памятников русской иконописи и монументальной живописи конца XVII — начала XVIII столетия. Мастер демонстрирует владение «живоподобной» манерой. Миниатюрность техники подтверждает свидетельства о Кирилле Уланове как о лучшем иконописце-«мелочнике» царских мастерских.
П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 87.
Надпись золотом слева от фигуры святого: «Написася сей с(вя)тый образ 1701г(о) по обещанию Семеновского полку полкового писаря Григория Иванова с(ы)на Рупцова». Ниже белилами: «Писал Кирилл Оулановъ»
Реставрирована в ГРМ в 1997 А. И. Васильевым
Преподобный Варлаам Хутынский (XII век) был сыном знатного новгородца. Оставив мирскую жизнь, он поселился в уединённом месте Хутынь близ Новгорода, где вёл суровую подвижническую жизнь. Со временем вокруг него собрались ученики, и был основан монастырь (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь). Преподобный прославился даром чудотворений и прозорливости. Преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Подробнее >>>