Коллекция онлайн

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Святая Параскева Пятница

Двусторонняя выносная икона. Первая половина XVI века


Использованием двусторонних выносных икон во время крестных ходов – многолюдных шествий вокруг церквей, монастырей и целых городов в дни особых торжеств, по случаю стихийных бедствий, эпидемий и неурожаев – обусловлен характер их живописного убранства.

Традиция оформления византийских процессионных икон претерпела на Руси существенные изменения, трансформировавшись под влиянием народных традиций почитания святых и особенностей развития древнерусской культовой практики. В соборных церквах комплект из двух таких икон и креста (в приходских – одна икона и крест) ставился в алтаре за престолом, отчего они получили название запрестольных выносных. Традиция убранства лицевой стороны выносных икон изображением "Богоматери Одигитрии" имеет глубокие корни в Византии, где этот, наиболее торжественный и репрезентативный, образ, считавшийся символом победы Константинополя над врагами, участвовал в массовых народных шествиях и молебнах. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные и изобразительные источники, среди которых важное место занимают иллюстрации к Богородичным гимнам, в особенности, к "Акафисту Богоматери" (см. ДРЖ-1834).

Истоки изображения на оборотной стороне иконы св. Параскевы Пятницы восходят к местной русской традиции почитания святой. Мученица за веру Христову, пострадавшая во времена гонений нечестивого царя Диоклетиана (III в.), св. Параскева вошла в число наиболее почитаемых византийских святых прежде всего благодаря символике своего имени. Родившаяся в пятницу и в пятницу принявшая мученический венец, она выступала олицетворением дня крестной смерти Христа, ассоциировалась с образом Богоматери, скорбящей у подножия креста Господня. В этом отношении русская традиция объединения на двусторонней иконе образов "Богоматери Одигитрии" и "Св. Параскевы" может быть рассмотрена как вариант убранства византийских запрестольных икон с парными изображениями "Богоматери Одигитрии" и "Распятия". Однако лишь бытовавшие в народной среде представления о святой, почитавшейся покровительницей сельскохозяйственных занятий, семейного благополучия и торговли, в полной мере объясняют широкое рапространение ее образов в древнерусском, особенно новгородском, искусстве. В народном сознании святая Параскева выступала "равночестной" святому Николаю, что, по-видимому, обусловило взаимозаменяемость их образов на оборотных сторонах выносных икон с изображением Богоматери на лицевой стороне (см. ДРЖ-1598, ДРЖ-552).

Не исключено, что данная икона могла быть создана специально для церкви св. Параскевы Пятницы или придельного храма ее имени. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 101.

Выставки:  «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: