Похвала Богоматери с Акафистом в 24-х клеймах
Москва. Середина XVI века
- Дерево, левкас, темпера. 147 x 113,5 x 3,8
- ДРЖ-1834
Пост. в 1934 из ЦГРМ- Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Ярославцев И.П. (1961–1963)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Средник иконы с изображением «Похвалы Богоматери» и ее клейма, иллюстрирующие Акафист (церковное песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник), составляют единую тему, связанные общими образами и символами.
Вокруг восседающей на троне Марии одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой «приосененной», Иезекииль — с закрытыми вратами, Иеремия — с каменной скрижалью Завета, Иаков — с лествицей, Аарон — с цветущим жезлом, Гедеон — с руном, Моисей — с горящей купиной, Даниил — с горой, Давид — с ковчегом, Исайя — с клещами. Внизу — коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. В изображения всех праобразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой «предуготовленный престол», «храм одушевленный», «чертог бессмертия», «скинию богоукрашенную», «вместилище Бога невместимого». Полуфигура Спаса Эммануила над ней — символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11: 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — «посредницы закона благодати ... яснейшему исполнению всякого пророчества» — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.
Показать полный текстИконография «Похвалы» сложилась в византийском искусстве. Одним из литературных источников ее могла быть литургическая песнь из канона святого Германа Царьградского (VIII в.). «Свыше пророцы тя предвозвестиша...» Появление иконной композиции «Похвалы» относится к ХIV в. — периоду активной разработки мариологической тематики. Иконографический извод средника иконы Кирилло-Белозерского монастыря восходит к фреске Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (80-е гг. XV в.).
Вокруг средника в 24-х клеймах иллюстрируется текст Акафиста — торжественного гимна, хвалебного песнопения, посвященного Богоматери. Вместо икоса 12 в предпоследнем клейме, судя по надписи, помещен вступительный кондак, точнее кукулий «Взбранной Воеводе победительная...» Иконографический состав клейм иконы, каждое из которых сопровождено надписью из начальных слов кондаков и икосов, восходит к разным источникам. Многие из них повторяют композиционные схемы росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Другие характерны для памятников русской станковой живописи XV– XVI вв. (см. ДРЖ-1834).
Изысканно-утонченная форма песнопений и их многоплановая символика отразились и на характере художественно-выразительного языка памятника.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 59.
Литература, публикации: Русские древности. Из собрания Государственного Русского музея. Л.: «Аврора». 1988. с. 57
Состояние сохранности до реставрации:
Икона находилась под серебряным чеканным окладом XVII века. Оклад был снят и перенесен на щит, размеры которого соответствовали размерам иконы. Поверхность иконы была покрыта плотным слоем темной, сильно загрязненной олифы. Имелись значительные шелушения красочного слоя и многочисленные участки со вздутиями и расслоениями левкаса. Просматривалось большое количество проволочных медных гвоздей, прежде крепивших басменный оклад.
Комплекс проведенных мероприятий:
Икона укреплена: многочисленные пропитки осетровым клеем малой концентрации с последующим приглаживанием. Раскрытие оригинала проводилось с помощью монометилового эфира этиленгликоля и скальпелем. Проволочные медные гвозди извлечены, отверстия очищены и замастикованы. Икона в местах утрат тонирована акварелью. Притерта мастичным лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 38-39.