Коллекция онлайн

Рождество Богоматери

Тверь. Начало XVI века

  • Дерево, левкас, темпера (две доски, две врезные встречные шпонки). 61 х 52,7 х 2,3
  • ДРЖ-1208

  • Пост.: 1913 из собр. Н. П. Лихачева


Представлен распространенный извод, включающий наряду с изображением Анны, полусидящей на ложе, и стоящей у ложа служанки (см. ДРЖ-2131), образы Иоакима, женщин, пришедших к родильнице с дарами, служанок, готовящихся омыть младенца Марию, и сцену у колыбели с новорожденной. Колыбель с младенцем Марией в белоснежных пеленах воспринимается как прообраз будущего рождения Христа. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!»— пишет Иоанн Дамаскин.

Иконографически ближайшую параллель иконе ГРМ составляют «Рождество Богородицы» из Рязанского краеведческого музея, двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде (Новгородский художественный музей), датируемые концом XV — началом XVI в., а также центральная композиция «Рождество Богородицы» на шитой пелене 1510 г. (ГТГ, № 20980) и фреска Дионисия над порталом собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Икона предназначалась для праздничного ряда неизвестного иконостаса. В составе праздничного ряда русского иконостаса композиция «Рождество Богородицы» известна с XV в. Ею начинался праздничный ряд — «начало праздников», по словам Андрея Критского. (Напомним, что в Древней Руси год начинался 1 сентября).

В активной, яркой цветовой гамме иконы преобладают сочетания красного с сине-голубым, что часто встречается в произведениях тверской иконописи. Понимание формы художником близко новгородскому — она наполнена, упруга, относительно объемна. Четко построенные палаты с колоннами и «перспективными» арочными пролетами создают своеобразную глубину пространства. Они развернуты в сторону ложа, акцентируя внимание на фигуре Анны. Особенно характерна для тверской иконописи трактовка ликов. Округлые, с четко выписанными чертами, они выполнены одним приемом: форма строится на контрасте светло-коричневой охряной основы и активных белильных высветлений. Поверх этих тонких слоев сделана яркая розовая подрумянка. Такое обилие белил в живописи ликов типично для многих тверских памятников. Перечисляя признаки, характеризующие приемы и стиль тверских живописцев, следует иметь в виду, что недостаточная изученность иконописи этого центра и фрагментарность сохранившегося художественного материала, связанного происхождением с Тверью, затрудняют возможность приведения близких параллелей иконе из Русского музея.

Татьяна Вилинбахова //  «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 16.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Литература, публикации: Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Ed. by R. Grierson. Intercultura, 1993. P. 226-229. Cat. 66; Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 222-223. Cat. 30; Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 151. N 358; Кондаков Н. П. Русская икона.  Т. IV. Прага, 1933. С. 306-307; Кондаков Н. П. Русская икона. Альбом. Т. II. Прага, 1929. Табл. 37; Кондаков Н. П. Русская икона. Т. III. Прага, 1931. С. 154; Корнилович К. В. Окно в минувшее. Л., 1968. Ил. с. 98, 99; Лаурина В. К. Икона "Рождество Богоматери" в собрании ГРМ // ПКНО. Ежегодник 1996. М., 1998. С. 250-256; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I. СПб., 1906. Табл. CXIX. № 211; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 16. N


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: