Жены мироносицы у гроба Господня
Поволжье. Конец XVII века
- Дерево, доска цельная, без шпонок. 71 × 53 × 4
- ДРЖ-1519
Поступила в 1919 от В.А. Пискуновой
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В конце XVII столетия орнамент активно вводился в стенописи ярославских церквей. Он использовался не только в арках и откосах окон, на подвесных пеленах и полотенцах, украшавших нижние части стен, но и покрывал одежды. В конце столетия декоративное начало возобладало и на иконах в праздничных рядах иконостасов. В этом убеждают три чиновые иконы из неизвестного храма: «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба Господня». При сохранении иконографических схем предшествующего времени в композициях видоизменен ландшафт: очертания горок геометризированы, на их отрогах вырастают деревца и кустики, а на переднем плане на равном расстоянии друг от друга пробивается сквозь землю молодая поросль.
Иконы отличаются великолепным рисунком. Колорит строится на тональных градациях, используются серебряные фоны и прием черневой росписи по серебру.
Складки на светлых ризах ангелов в иконе «Жены у гроба» прописаны красными и зелеными линиями, а одежды Богоматери и двух жен, напротив, высветлены по темной основе. Все три иконы поражают отточенностью живописных приемов. Лики с крупными правильными чертами индивидуальны; в работе над ними мастера используют мягкие темно-оливковые притенения — скобкообразные под нижней губой и овальные вокруг верхнего и нижнего век.
Мастерство поволжских изографов, удачно сочетавших навыки работы в монументальных формах на стене и умение реализовать себя в небольших станковых произведениях, способствовало их признанию не только на родине и в Москве, но и в исконных художественных центрах Северо-Запада и Центральной России. Не удивительно, что их имена можно встретить среди художников, расписывавших церковь Знамения Богородицы в Новгороде или собор Святой Софии в Вологде. Н. В. Пивоварова, М. В. Федосеева. Живопись городов Верхнего Поволжья XVII века // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 138.
Сюжет передает евангельский рассказ о явлении ангела женам Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Саломии, пришедших на третий день после распятия с благовонными маслами (миром) ко Гробу Господню, чтобы по древнееврейскому обычаю умастить Его тело.
„По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; / Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, / И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам“. Мф. 28, 1–7; Мк. 16, 1–5; Лк. 24, 4–10; Ин. 20, 1–18. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 327.