Коллекция онлайн

Непроходимая дверь

Вторая половина XVII века. (?)


Характерное для периода раннего христианства переосмысление ветхозаветных символов и пророчеств применительно к новозаветным лицам и событиям приводит к возникновению многочисленных символико-аллегорических образов Богоматери. Рожденные метафоричностью средневекового мышления, они наполнили тексты византийской литургической поэзии, подготовив благодатную почву для создания новой образности в византийском, а затем и древнерусском изобразительном искусстве.

Одним из выразительных примеров воздействия текстов литургической поэзии на живопись может быть признано появление символической композиции «Непроходимая дверь». Ее источником стала строфа из Книги пророка Иезекииля, отнесенная к Приснодевству Богородицы: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). Последование служб Великой Вечерни в канун Богородичных праздников, включающее чтение данного текста и пение стихир, раскрывающих тему пророчества Иезекииля, оказало влияние на сложение иконографии «Непроходимой двери». Ее композиционное решение навеяно символической образностью стихиры Сергия Патриарха, исполняемой на Великой Вечерне в канун праздника Рождества Богоматери 8/21 сентября: «Сей день Господень, радуйтесь, людие: се бо Света Чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого вводящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших».

Песенный образ Богоматери-Двери передается на иконе изображением Богоматери Оранты (лат. — молящаяся) с заключенной в ореол фигурой младенца в лоне. Окруженная сонмом славословящих праведников, среди которых особенно выделен пророк Иезекииль со свитком пророчества, Пресвятая Дева представлена на фоне пронизанных светом архитектурных кулис. Соотнесение образа Богоматери и «световидных палат» заставляет вспомнить о другой метафоре песенного текста, уподобляющей Марию «Чертогу Света». Дарующая людям Свет Надежды на грядущее Спасение, Богоматерь возвышается над погруженной во тьму преисподней, откуда к ней в ожидании появления Искупителя тянутся фигуры — олицетворения душ умерших. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 70.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: