Коллекция онлайн

Иван Григорьев Марков — представитель вологодской иконописи, сын Автономова Григория Агеева, у которого и учился иконописанию. Известен по переписной книге Вологды 1722 года, а также по надписям на иконах. Произведения его отличаются высоким уровнем исполнения, большим вниманием к жанровым деталям и переживаниям человека.

В основу иконы «Рожество Христово» лег текст Евангелия от Луки (2: 7–18) о рождении Христа в пещере неподалеку от Вифлеема, служившей во время непогоды укрытием для скота. Событие это сопровождалось ангельским пением. В центре иконы в колыбели на высоких резных ножках лежит запеленатый Христос в светло-зеленом ореоле на белом плате, конец которого в руках держит Дева Мария. По другую сторону от колыбели стоит Иосиф. Ниже изображен Ангел Господень в красных одеяниях, сообщающий пастухам, охранявшим ночью свои стада, благую весть. Подробная пояснительная надпись об этом дана на нижнем поле.

В верхней части иконы — поющие ангелы, у среднего и двух крайних в руках свитки с текстом: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2: 14). В средней части иконы продолжение сюжета — поклонение пастухов; один из них стоит за спиной Иосифа, двое других около Марии. Молодой пастух держит в руках рожок. Над их головами приведен текст Евангелия (Лк 2: 15−18).

Композиция иконы оригинальна, в основе образов прослеживаются бытовые сцены и подробности. Так, в пастырях угадываются русские крестьяне, лики их в некоторой степени портретны, а кафтаны и подпоясанные рубахи типичны для этого времени. Лещадки написаны схематично, но вместе с тем с удивительной живостью переданы белые стада овец и коз, пасущихся на холмистом поземе. Яркий, насыщенный колорит иконы, сочетание синих, красных, охряных одежд, светлых облаков и сияющих нимбов характерны для вологодского искусства конца XVII века. Подобная звучность красок придает иконе праздничное, мажорное настроение.

А. Е. Заикина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 173.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

На поземе внизу справа надпись: «1701 го декабря во 18 д(е)нь написася сия с(вя)тая икона града Вологды иконописцем Иваном Григоревым сыном Марковым»

Вариантом иконографического извода является "Рождество Христово" из Григорево-Пельшевского монастыря (Кадниковский район, Вологодская область, ныне – ГРМ, ДРЖ-2764).

Иллюстрируется текст Евангелия от Луки (2: 7–18) о рождении Девой Марией Христа в пещере близ Вифлеема, служившей во время непогоды укрытием для скота. Это событие сопровождалось ангельским пением. Под изображением приведены соответствующие цитаты.

На иконе на фоне темного проема пещеры изображен в яслях – колыбели на высоких резных ножках – запеленутый Христос в сияющем ореоле на белом плате, конец которого придерживает руками Мария, сидящая справа. В этой пещере Мария, или, как ее называет церковь, Благодатная Приснодева, 25 декабря без помощи повитух, безболезненно родила воплощенное Слово – Иисуса Христа и сама повила его пеленами и положила в ясли. Иосиф с благоговейным трепетом взирает на совершившееся чудо. Особенность данной иконы: Христос в ореоле – это зримое изображение Воплощенного Бога.

Внизу представлен Ангел Господень, благовествующий пастухам, охранявшим ночью свои стада (изображены белые козы, овцы и коровы), что родился в городе Давидовом Спаситель: " И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2: 12). Подробная пояснительная надпись из Евангелия приведена на нижнем поле.

Верхняя часть иконы занята изображением сонма поющих ангелов, у среднего и двух крайних ангелов в поднятых руках свитки с текстом: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк 2: 14). В средней части – продолжение сюжета, соответственно евангельскому тексту – поклонение пастухов. Один стоит за спиной Иосифа, двое – около Марии, молодой пастух держит в руках рожок. Над их головами приведен текст Евангелия (Лк 2: 15–18).

Вариантом иконографического извода иконы является "Рождество Христово" из Григорево-Пельшевского монастыря в Кадниковском районе Вологодской области (ныне – ГРМ, ДРЖ-2764). Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 25.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 25. Кат. 14; Русская живопись XVII-XVIII веков. Каталог выставки. Л., 1977. С. 122-123


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: