Рождество Христово
Вологда. 1701
- Дерево, доска, без ковчега, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера. 119,9 × 88 × 3,3
- ДРЖ-1962
Пост. в 1939 из ГМФ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Иван Григорьев Марков — представитель вологодской иконописи, сын Автономова Григория Агеева, у которого и учился иконописанию. Известен по переписной книге Вологды 1722 года, а также по надписям на иконах. Произведения его отличаются высоким уровнем исполнения, большим вниманием к жанровым деталям и переживаниям человека.
В основу иконы «Рожество Христово» лег текст Евангелия от Луки (2: 7–18) о рождении Христа в пещере неподалеку от Вифлеема, служившей во время непогоды укрытием для скота. Событие это сопровождалось ангельским пением. В центре иконы в колыбели на высоких резных ножках лежит запеленатый Христос в светло-зеленом ореоле на белом плате, конец которого в руках держит Дева Мария. По другую сторону от колыбели стоит Иосиф. Ниже изображен Ангел Господень в красных одеяниях, сообщающий пастухам, охранявшим ночью свои стада, благую весть. Подробная пояснительная надпись об этом дана на нижнем поле.
В верхней части иконы — поющие ангелы, у среднего и двух крайних в руках свитки с текстом: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2: 14). В средней части иконы продолжение сюжета — поклонение пастухов; один из них стоит за спиной Иосифа, двое других около Марии. Молодой пастух держит в руках рожок. Над их головами приведен текст Евангелия (Лк 2: 15−18).
Композиция иконы оригинальна, в основе образов прослеживаются бытовые сцены и подробности. Так, в пастырях угадываются русские крестьяне, лики их в некоторой степени портретны, а кафтаны и подпоясанные рубахи типичны для этого времени. Лещадки написаны схематично, но вместе с тем с удивительной живостью переданы белые стада овец и коз, пасущихся на холмистом поземе. Яркий, насыщенный колорит иконы, сочетание синих, красных, охряных одежд, светлых облаков и сияющих нимбов характерны для вологодского искусства конца XVII века. Подобная звучность красок придает иконе праздничное, мажорное настроение.
А. Е. Заикина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 173.
Показать полный текстНа поземе внизу справа надпись: «1701 го декабря во 18 д(е)нь написася сия с(вя)тая икона града Вологды иконописцем Иваном Григоревым сыном Марковым»
Вариантом иконографического извода является "Рождество Христово" из Григорево-Пельшевского монастыря (Кадниковский район, Вологодская область, ныне – ГРМ, ДРЖ-2764).
Иллюстрируется текст Евангелия от Луки (2: 7–18) о рождении Девой Марией Христа в пещере близ Вифлеема, служившей во время непогоды укрытием для скота. Это событие сопровождалось ангельским пением. Под изображением приведены соответствующие цитаты.
На иконе на фоне темного проема пещеры изображен в яслях – колыбели на высоких резных ножках – запеленутый Христос в сияющем ореоле на белом плате, конец которого придерживает руками Мария, сидящая справа. В этой пещере Мария, или, как ее называет церковь, Благодатная Приснодева, 25 декабря без помощи повитух, безболезненно родила воплощенное Слово – Иисуса Христа и сама повила его пеленами и положила в ясли. Иосиф с благоговейным трепетом взирает на совершившееся чудо. Особенность данной иконы: Христос в ореоле – это зримое изображение Воплощенного Бога.
Внизу представлен Ангел Господень, благовествующий пастухам, охранявшим ночью свои стада (изображены белые козы, овцы и коровы), что родился в городе Давидовом Спаситель: " И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2: 12). Подробная пояснительная надпись из Евангелия приведена на нижнем поле.
Верхняя часть иконы занята изображением сонма поющих ангелов, у среднего и двух крайних ангелов в поднятых руках свитки с текстом: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк 2: 14). В средней части – продолжение сюжета, соответственно евангельскому тексту – поклонение пастухов. Один стоит за спиной Иосифа, двое – около Марии, молодой пастух держит в руках рожок. Над их головами приведен текст Евангелия (Лк 2: 15–18).
Вариантом иконографического извода иконы является "Рождество Христово" из Григорево-Пельшевского монастыря в Кадниковском районе Вологодской области (ныне – ГРМ, ДРЖ-2764). Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 25.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 25. Кат. 14; Русская живопись XVII-XVIII веков. Каталог выставки. Л., 1977. С. 122-123