Коллекция онлайн

«Предста Царица»

Вторая половина XVI века. ( до 1571 г.)

  • Дерево, левкас, серебро, жемчуг, холст, темпера, скань, финифть (на полях и фоне иконы – серебряная басма XVI в., венчики, накладки с эмалью и жемчугом). 42,1 х 34 х 2,7
  • ДРЖ-2060

  • Пост.: 1914 из Покровского монастыря в Суздале

  • Происходит из Покровского собора женского Покровского монастыря в Суздале

В композиции "Предста Царица" воплощена идея мистического брака Христа и Церкви. Богоматерь в образе Царицы Небесной, облаченная в царские одежды с лором, держа в руках жезл, предстоит по правую сторону перед престолом, на котором восседает Христос. В его изображении совмещены черты Царя и Великого Архиерея. Он одет в парадные одежды византийских императоров, о его архиерейском сане свидетельствуют омофор и патриарший жезл, прислоненный к ногам. По другую сторону престола – Иоанн Предтеча во власянице и плаще, с развернутым свитком, на котором написано: "Имеяй невесту женихъ есть а друг женихов стоя" (Ин 3: 29). На фоне иконы помещены закрытые окладом надписи, раскрывающие ее содержание. По сторонам нимба Христа: "Ты еси иерей по чину Мельхиседекову" (Пс. 109: 4). Над головой Богоматери: "Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных" (Пс. 44: 10). Над Иоанном Предтечей: "Иоанн Предтеча".

Образ представляет собой уменьшенную копию с иконы работы балканского мастера XIV в. из главного иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Иконография его имеет византийское происхождение и довольно редко встречается в древнерусском искусстве. Икона относится к типу пядничных (небольшие размеры таких икон позволяли измерять их ручной пядью), подносных, которые нередко копировали православные святыни. По сведениям В. Т. Георгиевского, она принадлежала жене царевича Ивана Ивановича – Евдокии (в монашестве Александре) Богдановой-Сабуровой, постриженной по приказу царя Ивана Грозного вскоре после свадьбы и проведшей остаток жизни в Покровском монастыре. Вероятно, впоследствии икона перешла другой представительнице рода Сабуровых, о чем свидетельствуют остатки надписи, сохранившиеся на ткани с оборотной стороны иконы. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 63.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: