Коллекция онлайн

Успение Богоматери, с Иоанном Предтечей и архидиаконом Стефаном

Новгород. XV век


УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.

Для новгородской иконы „Успение“ избран самый краткий иконографический извод этого праздника. У ложа Богоматери изображены два святителя и Христос, держащий в отведенных в сторону руках спеленатую фигурку, символизирующую душу Богоматери. Христа окружает многоцветное сияние, очертания которого вызывают ассоциации с величественным порталом, сквозь который Богоматерь войдет в рай. Для композиции иконы характерны подчеркнутая симметрия, простота и ясность, сочетание объемной моделировки форм и графической отточенности силуэтных линий. Иконы с изображением Успения Богоматери обязательно размещались в праздничных рядах иконостасов церквей. Однако данная икона была заказана для вклада в церковь. Об этом свидетельствуют размещенные на ее фоне изображения святых, которые отражают либо посвящение престолов церкви, для которой она была написана, либо покровительство этих святых членам семьи заказчика иконы. Ирина Соловьева // Иисус Христос. СПб, 2000.  С.. 387.

Изображение "Успения Богоматери" входит в цикл из двенадцати наиболее важных праздничных сцен, непосредственно связанных с чином православной службы. Они призваны не только рассказать о событиях земной жизни Христа и Богоматери, но и раскрыть их символический смысл. В литургии и гимнографии смерть Богоматери истолковывается как дивное и страшное событие – ее уход из земного бытия и воцарение в небесном Иерусалиме, открывающие для человечества врата в Царство Божие для вечной жизни. Этим толкованием объясняется и обилие в изображении "Успения" светлых сияющих красок, создающих состояние радости, просветления и покоя.

Литературную основу иконографии праздника в иконописи Древней Руси, подобно Византии и Балканам, составляли апокрифические сказания – "Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слова" Иоанна, епископа Солунского, Андрея Критского и Германа, епископа Константинопольского, каноны Козьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное "Сказание об Успении Богоматери", читавшееся во время службы на праздник Успения 15 августа.

Разнообразие изобразительных вариантов праздника связано с нюансами в толковании апокрифов. Для новгородской иконы "Успение" ее автором избран самый краткий иконографический извод. У ложа Богоматери возвышается Христос, держащий в отведенных в сторону руках спеленутую фигурку, олицетворяющую душу Богоматери. Христа окружает многоцветное сияние, своими очертаниями вызывающее ассоциации с величественным порталом, сквозь который душа войдет в рай. Фигуры двух святителей символизируют связь земного и небесного миров. Две палаты, замыкающие композицию, обозначают дом Иоанна Богослова на горе Сион в Иерусалиме, где жила Богоматерь после Вознесения Христа.

Иконы с изображением Успения обычно размещались в праздничных рядах иконостасов церкви. Однако данная икона была предназначена для вклада в церковь. На это указывают размещенные на ее фоне дополнительные изображения Иоанна Предтечи и Стефана, отражающие либо посвящение престолов церкви, для которой она была написана, либо покровительство этих святых членам семьи заказчика. Ирина Соловьева // Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 47


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: