Успение Богоматери, с Иоанном Предтечей и архидиаконом Стефаном
Новгород. XV век
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы» (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и «Слово Иоанна епископа Солунского» (списки известны с XIV века), а также «Слова» Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру «Акафист Успению Богородицы», который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.
Для новгородской иконы «Успение» избран самый краткий иконографический извод этого праздника. У ложа Богоматери изображены два святителя и Христос, держащий в отведенных в сторону руках спеленатую фигурку, символизирующую душу Богоматери. Христа окружает многоцветное сияние, очертания которого вызывают ассоциации с величественным порталом, сквозь который Богоматерь войдет в рай. Для композиции иконы характерны подчеркнутая симметрия, простота и ясность, сочетание объемной моделировки форм и графической отточенности силуэтных линий. Иконы с изображением Успения Богоматери обязательно размещались в праздничных рядах иконостасов церквей. Однако данная икона была заказана для вклада в церковь. Об этом свидетельствуют размещенные на ее фоне изображения святых, которые отражают либо посвящение престолов церкви, для которой она была написана, либо покровительство этих святых членам семьи заказчика иконы. Ирина Соловьева // Иисус Христос. СПб, 2000. С.. 387.
Показать полный текстИзображение «Успения Богоматери» входит в цикл из двенадцати наиболее важных праздничных сцен, непосредственно связанных с чином православной службы. Они призваны не только рассказать о событиях земной жизни Христа и Богоматери, но и раскрыть их символический смысл. В литургии и гимнографии смерть Богоматери истолковывается как дивное и страшное событие – ее уход из земного бытия и воцарение в небесном Иерусалиме, открывающие для человечества врата в Царство Божие для вечной жизни. Этим толкованием объясняется и обилие в изображении «Успения» светлых сияющих красок, создающих состояние радости, просветления и покоя.
Литературную основу иконографии праздника в иконописи Древней Руси, подобно Византии и Балканам, составляли апокрифические сказания – «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слова» Иоанна, епископа Солунского, Андрея Критского и Германа, епископа Константинопольского, каноны Козьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное «Сказание об Успении Богоматери», читавшееся во время службы на праздник Успения 15 августа.
Разнообразие изобразительных вариантов праздника связано с нюансами в толковании апокрифов. Для новгородской иконы «Успение» ее автором избран самый краткий иконографический извод. У ложа Богоматери возвышается Христос, держащий в отведенных в сторону руках спеленутую фигурку, олицетворяющую душу Богоматери. Христа окружает многоцветное сияние, своими очертаниями вызывающее ассоциации с величественным порталом, сквозь который душа войдет в рай. Фигуры двух святителей символизируют связь земного и небесного миров. Две палаты, замыкающие композицию, обозначают дом Иоанна Богослова на горе Сион в Иерусалиме, где жила Богоматерь после Вознесения Христа.
Иконы с изображением Успения обычно размещались в праздничных рядах иконостасов церкви. Однако данная икона была предназначена для вклада в церковь. На это указывают размещенные на ее фоне дополнительные изображения Иоанна Предтечи и Стефана, отражающие либо посвящение престолов церкви, для которой она была написана, либо покровительство этих святых членам семьи заказчика.
Ирина Соловьева // Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 47
Литература, публикации: Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 192-193. Cat. 9. Il. p. 68-69; Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 150. Кат. 356; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. СПб., 2000. С. 387. № 354; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 47. Кат. 29. Ил. на с. 46