Коллекция онлайн

Положение во гроб – Оплакивание

Псков (?). Первая половина – середина XVI века

  • Дерево, темпера. 83,9 х 67,8 х 3,2
  • ДРЖ-2083

  • Пост. из старообрядческой молельни, Ленинград


Иконографические особенности иконы во многом определены изображением мертвого Христа на шитых плащаницах. Но извод уникален, поскольку представляет собой обратный по сравнению с традиционным перевод. Богоматерь прижимается щекой к плечу Сына, отсутствует Голгофский крест, обычно возвышающийся над всей сценой. Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и при- готовлено к перенесению во гроб (Ин. 19, 40). Убитая горем Мария припала к мертвому Христу, как бы желая слиться с Ним и закрыть Его собою от взоров присутствующих. Образ навеян церковными песнопениями этого дня. Мария Магдалина в отчаянии воздевает руки, другая святая жена пребывает в тихой грусти, скорбно подпирая рукой голову. В глубоком благоговении и печали Иоанн Богослов, у ног учителя Его „тайный“ ученик Иосиф родом из Аримафеи (Ин. 19, 38). Именно он „испросил“ у Пилата тело Христа и положил его в своей новой гробнице недалеко от Голгофы. За ним автор апокрифического Евангелия Никодим (с лестницей), снимавший с креста тело Иисуса. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 311.

Сюжет иконы восходит к каноническим Евангелиям (Мф 27: 57–61; Мк 15: 46–47; Лк 23: 53; Ин 19: 39–42), апокрифическому Евангелию Никодима и литургическим текстам богослужения Страстной Пятницы и Великой Субботы. Иконография "Оплакивания" сложилась на основе композиций византийских храмовых росписей, таких, как "Снятие с креста" и "Несение тела Христа в гробницу". На замысел сцены и ее литургическую символику в значительной степени повлияли изображения на шитых плащаницах и служба на повечерии Страстной Пятницы. Поэтому на иконах "Положение во гроб" стремились отразить не только определенное евангельское событие (о нем тексты лишь упоминают), но, прежде всего, передать те зримые образы, которые рождаются богослужением этого дня. При рассмотрении иконы в таком контексте становится понятным, почему происходящее на ней действие из реальной драмы погребения перерастает в вечно длящееся оплакивание. Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и приготовлено к перенесению во гроб (Ин 19: 40). Над мертвым Спасителем склонились для прощания Богородица и праведные жены, одна из которых – Мария Магдалина – в отчаянии воздевает руки, другая пребывает в тихой грусти, скорбно подпирая рукой голову. В глубоком благоговении и печали любимый ученик Христа – Иоанн Богослов. У ног учителя – его "тайный" ученик Иосиф, родом из Аримафеи (Ин 19: 38). Именно он "испросил" у Пилата тело Христа и положил его в своей новой гробнице недалеко от Голгофы. За ним – автор апокрифического Евангелия Никодим, воспетый вместе с Иосифом в каноне Великой Пятницы (8-я песнь), поскольку его руками снималось с креста тело Иисуса. На это намекает поддерживаемая им лестница. Закругляющаяся Иерусалимская стена, обнимающая всю композицию, придает ей сферическую форму и пространственную объемность, подчиняет себе ритм склоненных фигур, широкие развевающиеся одежды которых словно вобрали в себя скорбь и печаль всего мира. Смерть Христа, оплакиваемая Марией и его близкими учениками, стала всеобщей жертвой, "приношением за всю землю" (Иоанн Златоуст).

Рассматриваемая иконография уникальна, поскольку представляет собой обратный, по сравнению с традиционным, перевод: тело Христа положено справа налево; отсутствует и Голгофский Крест, обычно возвышающийся над всей сценой. Убитая горем Мария, всем телом склонившись над мертвым Сыном, положила голову на его плечо так, что их нимбы и фигуры слились воедино. Вероятно, этот поэтический образ навеян словами канона Симеона Логофета "О распятии Господа и плаче Богородицы", который поется на повечерии Великой Пятницы, следуемом за Выносом Плащаницы на середину церкви для поклонения и целования. Этот важнейший литургический момент и отражает композиция иконы – вытянутое тело Христа, его белые одежды и прямоугольная рама темного ложа напоминают образ Плащаницы, а ритм склоненных в благоговении фигур – предстоящих в храме. Поза Богородицы созвучна словам канона ее надгробного плача: "Свет Мой и радость Моя во гроб зайде; но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему"; "Хотела бы бых с Тобою умрети"; "Ныне при- ими мя с Собою, Сыне Мой и Боже". В иконе наглядно выражена мысль о том, что Богородица, разделив со своим Божественным Сыном весь его крестный земной путь, не оставила его и после смерти. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 38.

Литература, публикации: Sophia. La Sapenza di Dio. A cura di G. C. Azzaro e P. Azzaro. Milano, 1999. P. 162. Cat. 38. Il. p. 161; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. СПб., 2000. С. 311. № 276; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 38. Кат. 22; София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 130. Кат. 38. Ил. на с. 129


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: