Коллекция онлайн

Положение во гроб – Оплакивание

Псков (?). Первая половина – середина XVI века

  • Дерево, темпера. 83,9 х 67,8 х 3,2
  • ДРЖ-2083

  • Пост. из старообрядческой молельни, Ленинград


Иконографические особенности иконы во многом определены изображением мертвого Христа на шитых плащаницах. Но извод уникален, поскольку представляет собой обратный по сравнению с традиционным перевод. Богоматерь прижимается щекой к плечу Сына, отсутствует Голгофский крест, обычно возвышающийся над всей сценой. Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и при- готовлено к перенесению во гроб (Ин. 19, 40). Убитая горем Мария припала к мертвому Христу, как бы желая слиться с Ним и закрыть Его собою от взоров присутствующих. Образ навеян церковными песнопениями этого дня. Мария Магдалина в отчаянии воздевает руки, другая святая жена пребывает в тихой грусти, скорбно подпирая рукой голову. В глубоком благоговении и печали Иоанн Богослов, у ног учителя Его „тайный“ ученик Иосиф родом из Аримафеи (Ин. 19, 38). Именно он „испросил“ у Пилата тело Христа и положил его в своей новой гробнице недалеко от Голгофы. За ним автор апокрифического Евангелия Никодим (с лестницей), снимавший с креста тело Иисуса. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 311.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: