Коллекция онлайн

Богоматерь Одигитрия Иерусалимская

Новгород. Начало XVI века


Один из вариантов "Богоматери Одигитрии". Для него характерна поза младенца Христа, вполоборота повернувшегося к держащей его на левой руке Богоматери и подвернувшего левую ножку так, что под складками гиматия видна обнаженная ступня (иногда показана обнаженной подошва, что напонинает позу Христа в композициях "Богоматери Тихвинской"). Особый характер имеют одеяния Христа. Широкий охристый с золотым ассистом гиматий наброшен лишь на левое плечо: окутывая младенца, он оставляет открытым его украшенный орнаментом светлый хитон, препоясанный киноварным поясом. Темная полоса клава на плече и пояс – принадлежности священнического облачения. Причем полоса клава, необычно спускающаяся ниже пояса, напоминает здесь вертикальные ленты – "источники", украшающие стихарь архиерея и символизирующие, по древним литургическим толкованиям, дарованную ему благодать учительства. Этим подчеркивалось архиерейское достоинство юного Христа-иерея. Изображенный на иконе с жестом благословения и свитком в руке, он являет образ своего служения делу спасения людей. Один из самых характерных признаков рассматриваемого типа – особый рисунок складок мафория Богородицы, красная изнанка которого видна в широких симметрично откинутых отворотах. На других новгородских иконах этого извода изнанка изумрудно- зеленого цвета.

Иконография образа, получившая позднее название "Иерусалимская", сформировалась, по-видимому, в ХV в.; хотя предание и приписывает икону кисти евангелиста Луки, якобы запечатлевшего Богоматерь в таком образе через 15 лет после вознесения Христа. Дальнейшая история иконы представлялась авторам различных сказаний следующим образом. В 453 г. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где с ее заступничеством связывали победу над скифами. В течение следующих трехсот лет стояла во Влахернском храме, известном многими чудотворными иконами Богородицы. После крещения Руси византийский император Лев VI Философ передал ее в дар киевскому князю Владимиру Святославичу (по другим версиям, она была захвачена руссами при нападении их на Константинополь в начале Х в. и увезена в Херсон), который даровал святыню новгородцам после принятия ими христианской веры. Полагают, что до середины ХV1 в. "Богоматерь Иерусалимская" стояла в новгородском Софийском соборе. После покорения Новгорода в 1571 г. царь Иван Грозный перенес святыню в Успенский собор Московского Кремля, где она оставалась вплоть до 1812 г.

Возможно, распространение икон "Богоматери Иерусалимской" в новгородских землях действительно было связано с древним Софийским образом. Однако иконографические особенности не позволяют относить его ко времени ранее ХV в. Название иконы могло сохранить память об иерусалимском происхождении ее прототипа. Известно, что в Софийском соборе Константинополя до ХV в. находился Богородичный образ, перенесенный из Иерусалима. Источники упоминают также о храме во имя Иерусалимской Богоматери в Царьграде. Рассматриваемая иконография чрезвычайно близка типам "Богоматери Царьградской" (ГТГ) и "Богоматери Гребенской" (Загорский художественный музей). Обратным, зеркальным переводом "Богоматери Иерусалимской" является тип иконы "Богоматери Грузинской" (см. ДРЖ-3073) и схожей с ней "Богоматери Шуйской" (ГТГ). Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 193.

Выставки:  «Шедевры Русского музея.». Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» (г. Рязань), июнь - октябрь 2024


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: