Коллекция онлайн

Богоматерь Умиление, типа Яхренской (Яхромской).

Псков (?). Первая половина XVI века


Тип и название иконы связаны с чудотворным образом Богоматери, хранившимся в Успенском Козьмине Яхренском монастыре недалеко от Владимира. В составленном там сказании повествуется о чудесном ее явлении на р. Яхрени в 1482 г. некоему Козьме. Трудно сказать, какая из прославившихся позднее в монастыре икон Богородицы была явленной, но в XVI в. наибольшую известность там получил образ «Богоматери Умиление», который с тех пор и стал называться «Яхренским». По сравнению с изданной в начале ХХ в. фотографией «Богоматери Яхренской», икона из Русского музея (как и другие известные ныне памятники этой иконографии) имеет обратный перевод.

В основе рассматриваемого типа лежит композиционная схема «Умиления» — Мария ласково прикасается щекой к щечке Христа. В то же время, жест младенца, держащего Богоматерь за подбородок, сближает икону с типом «Взыграния». Н. П. Кондаков считал эту особенность результатом влияния западных образцов и в «Яхренской Богоматери» находил общее с работами флорентийских мастеров XIV в. Скорее всего, в древности, особенно на территории Владимиро-Суздальской Руси, иконы «Умиления» варьировали тип знаменитой «Владимирской Богоматери», в результате чего в XIII–XIV вв. сложилось несколько новых иконографических изводов — «Богоматери Федоровской», «Ярославской», «Толгской», «Донской» и др. Полагают, что «Яхренская Богоматерь» является развитием того древнего типа «Умиления», который был известен в русской иконографии с ХIII в. и назывался «Богоматерью Ярославской».

Характерной чертой «Яхренского» типа является поза Христа, скрестившего ножки и согнувшего правую, особый рисунок ее силуэта и закинутая левая рука младенца со свитком. Ближе других рассматриваемому произведению — «Богоматерь Яхренская» из церкви села Чухчерьмы Архангельской области. Известны изображения «Богоматери Яхренской» в мелкой пластике, литье. Ее серебряное литое изображение украшает лицевую сторону ковчега-мощевика — древней реликвии Козьмина монастыря.

Удлиненная фигура младенца, с несколько стилизованным изысканным силуэтом, согнутой и чуть вывернутой ножкой, с маленькими кистями рук и обнаженными ступнями ног, создает впечатление особой хрупкости и даже некоторой манерности. Богоматерь выглядит рядом с ним массивной и внутренне значительной. «Стена нерушимая», «несокрушимая крепость», «ограда», «крепкая заступница всему миру» – поется о Богоматери в Акафисте. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 168.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: