Богоматерь Умиление
Значительная группа произведений представляет образ Богоматери, получивший наименование «Елеуса» — «Умиление» (греч. — милующая). Древнерусский перевод этого названия хорошо передает характер образа ласкающей младенца Марии, полного трогательной нежности и грусти. Единение Матери и Младенца византийские богословы трактовали как единение в любви Богоматери Церкви и Христа — ее главы. Тема нерасторжимого единства и любви Христа — Великого Архиерея, принесшего самого себя в жертву, и Марии — «Невесты Неневестной» — пронизывает символику всех Богородичных икон этого иконографического типа. На Руси самой известной иконой «Умиления» была знаменитая византийская икона «Богоматерь Владимирская» (ГТГ), получившая такое название по месту своего прославления в Успенском соборе Владимира (ДРЖ-275, ДРЖ-1159, ДРЖ-3129, ДРЖ-2100). <...>
К типу «Умиления» относятся и многие другие иконы <...>. Репликой одной из чудотворных икон Толгского монастыря является «Богоматерь Умиление (Толгская III)» (ДРЖ-2703). К недошедшим до наших дней древним греческим прототипам восходят иконы «Умиления», не сохранившие своего первоначального «исторического» названия, — таковы «Богоматерь Умиление» из Белозерска, начала XIII в. (ДРЖ-2116), «Богоматерь Умиление», именуемая по месту приобретения «Старорусской», но не соответствующая этому изводу (ДРЖ-2107), икона из собрания Н. П. Лихачева (ДРЖ-2101) и многие другие. Византийская иконография «Богоматери Умиление — Взыграние», передающая беспокойную позу младенца Христа, поднимающегося с колен матери и дотрагивающегося до ее подбородка, отражена в таких иконах, как «Богоматерь Муромская» (ДРЖ-691), «Акидимская» (ДРЖ Б-3), «Богоматерь Яхренская» (ДРЖ-2133). Ирина Шалина. Образ Богоматери в прославленных и чудотворных иконах (списки, изводы, сказания) // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 145-147.