«О Тебе радуется ...»
Новгород (?). XVI век
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Композиция появилась в древнерусской живописи в конце XV и получила широкое распространение в искусстве XVI в. Каждый из ее элементов глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси. В его основу положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: "О Тебе радуется, обрадованная, вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церкови, раю словесный, девственная похвало, из нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш, ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела, о Тебе радуется обрадованная всяка тварь, слава Тебе". Это песнопение 8-го воскресного гласа Октоиха, которое исполнялось на утрени, а также как "задостойник" (заменяя песнопение "Достойно есть ...") в литургии Василия Великого. Автором текстов Октоиха принято считать Иоанна Дамаскина (VIII в.).
Все части композиции образно выражают поэтические слова гимна. Смысловым ее центром является Богоматерь с младенцем на коленях, сидящая на престоле в ореоле Божественной Славы ("из нея же Бог воплотися и младенец бысть...ложесна бо Твоя престол сотвори"). За нею – "собор архангельский", пятиглавый храм (Богоматерь символически названа "освященной церковью") и Рай в виде белого круга с деревьями, поскольку Богородица – "раю словесный". Широкая полоса неба с изображением ангельских сил, вторящая форме ореола вокруг престола и охватывающая "бесконечность" Рая, созвучна словам "чрево Твое пространнее небес содела". Мажорному радостному характеру торжественного гимна, в котором вся "тварь" прославляет Пречистую Деву, принесшую миру спасение, отвечает праздничная живопись иконы, ее звучные, сочные краски, цельные и ясные художественные формы. Благословляющий всех Христос – Творец Мира и, одновременно, священник, освящающий свой истинный Храм на Земле – Богородицу. Многоголосие хора, исполняющего в церкви это песнопение, словно сливается с многоликой толпой человеческого рода на иконе – освященным собором всей твари. Идея соборности русской духовной жизни выражена здесь очень ярко.
Развернутая иконография композиции соответствует ее назначению в древнерусской литургической практике. Песнопение "О тебе радуется..." исполнялось в храме в тот момент службы, когда священник в алтаре читал сначала ходатайственные молитвы с последовательным поминовением всех чинов святости, а затем молитву за умерших. Им отвечало подробное изображение на иконе праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, святых и праведной души умершего, представленной в образе младенца в ее правом нижнем углу.
Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 127.