Чудо от Феодоровской иконы Богоматери. Икона-список (фрагмент иконы «Богоматерь Феодоровская в чудесах»)
Круг Гурия Никитина. Конец XVII века (1680-е)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Сохранившееся клеймо иконы перенесено на новое основание. Сопроводительные надписи не сохранились. На клейме изображена битва между татарами и русскими. В 1260 г. к Костроме подошло татарское войско, грозившее захватить город и полностью его уничтожить. Князь Василий Ярославич перед битвой, по примеру Андрея Боголюбского, одержавшего победу над волжскими болгарами при помощи чудотворной иконы «Богоматери Владимирской», повелел вынести из собора костромскую чудотворную икону «Богоматерь Федоровскую», пронести ее по полкам, а во время битвы нести за войском в сопровождении священников, певших на ходу молебны. На фрагменте изображен момент, когда два войска сошлись и началась сеча. И в это время, как сообщает легенда, произошло чудо. От иконы засияли яркие лучи света, которые, падая на татар, ослепляли и опаляли их. В честь победы и в память этого чуда на месте, где во время битвы стояла икона, был установлен крест.
Живопись фрагмента близка росписям церкви Ильи Пророка в Ярославле. Все пространство заполнено всадниками, убитыми воинами и конями. Фигуры изображены в сложных ракурсах. На переднем плане столкнулись бородатый русский воин в развевающемся плаще с поднятой над головой саблей и татарин в чалме с натянутым луком в руках, за ними молодые воины с поднятыми над головой мечами. Огненно-красные лучи, исходящие от чудотворного образа и поражающие татар, взмахи мечей определяют ритмику движения, передают накал битвы.
Культ «Богоматери Федоровской» получил особенно широкое распространение в связи с избранием в 1613 г. на царство первого из династии Романовых царя — Михаила Федоровича. Был установлен праздник иконе «Богоматери Федоровской» 14 марта.
Со второй половины XVII в. получают распространение иконы «Богоматерь Федоровская, в чудесах». Клеймо иконы, по-видимому, входило в состав развернутого цикла, иллюстрирующего «Сказание о явлении и чудесах Федоровской иконы Богоматери в Костроме».
Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 175.
Показать полный текстВторая половина XVII века — время бурного и стремительного расцвета ремесел и торговли, роста городов, особенно в Поволжье (Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Романов-Борисоглебск). В эти десятилетия создается своеобразная архитектурная школа, высокого развития достигают искусство иконописи и стенописи, резьба по дереву и камню, чеканка и литье металлических изделий.
Живопись городов Верхнего Поволжья XVII века представлена в Русском музее крайне неравномерно. За редкими исключениями отсутствуют подписные и датированные работы поволжских мастеров, а иконы, безусловно созданные на местах, написаны выходцами из других художественных центров. Единичные произведения собрания связаны с Костромой — крупным центром поволжского иконописания. Два из них приписываются костромским мастерам на основании документальных источников, а одно (фрагмент иконы «Богоматерь Феодоровская в чудесах») — сюжетно и стилистически, что позволило исследователям отнести его к кругу ведущего костромского иконописца Гурия Никитина.
Н. В. Пивоварова, М. В. Федосеева. Живопись городов Верхнего Поволжья XVII века // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 135.