Коллекция онлайн


? - ?

Положение пояса Богоматери

Мастер Первуша. Строгановская школа. Первая половина XVII века

  • Дерево, левкас, темпера (доска цельная, с ковчегом, две встречные шпонки). 40,1 х 33,6 х 2
  • ДРЖ-2758

  • Пост.: 1933

  • Происходит из Никольского Единоверческого монастыря в Москве

Православная церковь отмечает событие Положения пояса Богоматери 31 августа/13 сентября. Утверждение этого праздника разные авторы связывают с несколькими событиями, имеющими отношение к истории пояса. Согласно преданию, пояс Богоматери после ее успения сохранялся среди верующих. Император Аркадий (395–408) получил его из рук благочестивой девицы в Иерусалиме и привез в Константинополь, где положил в "светлое вместилище", названное ракой. Позже, по свидетельству византийского историка Никифора Каллиста, сестра византийского императора Феодосия Младшего (408–450) Пульхерия в Халкопратии неподалеку от храма св. Софии обратила иудейскую синагогу в христианский храм и возложила в нем пояс Богоматери. В царствование императора Льва VI (886–911) от пояса исцелилась императрица Зоя. В память этого чуда и двукратного положения пояса был установлен праздник. Это событие относят к X в. В древнерусской письменности "Слово на положение пояса", переведенное с греческого языка, было известно еще с домонгольского времени. Изображение сцены положения пояса представлено на Суздальских вратах XIII в. Пояс, как и риза (или покров), почитались на Руси вслед за Византией как святыни, хранящие город от нашествия врагов.

На иконе изображено торжественное богослужение перед престолом, на котором в открытом ларце лежит пояс. Над ним – икона "Богоматери Одигитрии". Диакон в белых одеждах кадит. Среди присутствующих выделяются две фигуры с нимбами – святитель и царь. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 123.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Denkmaler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.-18. Jahrhundert. Ausstellung. Berlin; Konigsberg, 1929. S. 19, N 91; Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Ed. by R. Grierson. Intercultura, 1993. P. 290-291. Cat. 90; Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 123. Cat. 68; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 41. Кат. 26; Такташова Л. Е. Строгановские иконописные мастерские // Проблемы развития русского искусства. Вып. IX. Л., 1977. С. 7 - 8

На тыльной стороне в круглом клейме надпись: Сий образ написан повелением Максима Яковлевича Строганова. Писмо человека его Первуши.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: