Коллекция онлайн

Богоматерь Владимирская, с чудесами в 12-ти клеймах и избранными святыми

XVI век


Икона "Богоматерь Владимирская" (об иконографии сюжета предисловие к разделу) вставлена в раму с клеймами, изображающими «Сказание о чудесах иконы "Богоматерь Владимирская"». На раме в 16-ти овальных небольших медальонах на черном фоне поясные изображения святых.

Последовательность изложения событий в клеймах нарушена на верхнем поле изображением в центре (клеймо 2) "Коронования Богоматери" и на нижнем поле в центре (клеймо 11) – изображением встречи иконы в Москве. Клейма расположены в следующем порядке: 1. Евангелист Лука пишет образ Богоматери; 2. "Коронование Богоматери"; 3. Евангелист Лука показывает написанный им образ Богоматери; 4. Андрей Боголюбский послал слугу искать брод и слуга "погрязь в реке и невидим стал"; 5. Чудо о спасении утопленного слуги. В клейме совмещены два сюжета: Андрей Боголюбский, со слезами молящийся перед иконой Богородицы, и само чудо – по молитве князя слуга выехал верхом на коне из реки, держа в руке жезл; 6. "Падение" Золотых ворот во Владимире; 7. Исцеление жены, забитой копытами взбесившегося коня; 8. Поставление во Владимире церкви для чудотворной иконы. Андрей Боголюбский, привезя икону "Богоматерь Умиление" во Владимир, специально для нее построил каменный однокупольный храм. Именно во Владимире икона прославилась и получила название "Владимирская"; 9. Вынос иконы из Успенского собора во Владимире; 10. Великий князь Андрей Боголюбский, идя на волжских болгар, взял с собой крест и чудотворную икону Богородицы; 11. Встреча иконы в Москве митрополитом Киприаном, князем Владимиром Андреевичем и "прочим народом". В 1395 г. при приближении к Москве войска хана Тамерлана во Владимир было послано духовенство за чудотворной иконой в надежде на ее милосердие и заступничество; 12. Чудо от иконы "Богоматерь Владимирская". Победа Андрея Боголюбского над волжскими болгарами в 1164 г.

Икона и рама сборные. На иконе лики святых написаны объемно, с сильным высветлением, одежда их сплошь покрыта золотым ассистом. В живописном исполнении рамы также обильно использовано золото: все изображения даны на золотом фоне, золотые нимбы, короны, престолы, купола, шлемы и т. д. Тщательно переданы интерьеры, архитектура, особенно обстоятельно представлена в клейме 11 панорама Москвы.

"Сказание" об иконе "Богоматери Владимирской" – свод преданий и исторических фактов, рассказывающих о создании иконы евангелистом Лукой, о чудесном ее появлении в Киеве – "преславно в церкви на воздусе являяся", перенесении ее во Владимир в 1155 г. и позже в Москву. Основное место в "Сказании" отведено чудесам, связанным с главной святыней Русского государства – иконой "Владимирской Богоматери", покровительству Богородицы Киеву и Владимиру, а с конца XVI в. – Москве как столице Русского государства – боголюбивому царствующему граду – и его духовным пастырям митрополиту Петру, Сергию Радонежскому и другим. Наиболее полный список "Сказания", относящийся к XVI в., включил предания, записанные в XII в., летописные известия и рассказы о чудесах от иконы более позднего периода. Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 157.

Выставки:  «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: