Богоматерь Знамение (Богоматерь Воплощение)
1654
- Дерево, темпера, левкас. 121,5 × 103,1
- ДРЖ-3062
Пост. в 1966 г. из экспедиции ГРМ в г. Тихвин- Происходит из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Кесарев Р.А. (1984, 1986–1999)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Приходо-расходные книги Успенского собора Большого Тихвинского монастыря под 1654 г. сообщают о замене центральной иконы пророческого яруса. Названные в документе мастера — Родион Сергиев и Михаил Коровников — были ведущими иконописцами Тихвинского монастыря, кисти которых принадлежали лучшие памятники, написанные в XVII в. для интерьеров монастырских храмов. Возглавлявший тихвинскую иконописную мастерскую Родион Сергиев как художник был воспитан на традициях искусства XVI в. и сохранял их на протяжении всего своего творчества. Поэтому многие из созданных им произведений отличаются некоторой архаичностью письма.
«Богоматерь Воплощение» 1654 г., скорее всего, воспроизводит иконографию и стиль обветшавшего образа XVI столетия. Иконография пророческого яруса и его центральной композиции была предопределена их назначением в иконостасе. Призванный показать священную историю ветхозаветных предзнаменований о Христе, ярус включает фигуры пророков со свитками своих пророчеств и объединяющую их икону Боговоплощения как результат божественного предуготовления. «Богоматерь Знамение» — как зримый образ пророчества Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7:14) олицетворяет кульминационный момент ветхозаветной истории и, одновременно, переход к истории Нового Завета, поскольку представляет собой образ воплощающегося Логоса. Изображениям «Богоматери Знамение" и пророков соответствуют службы предрождественского цикла, посвященного памяти святых отцов.
Известно несколько иконографических вариантов центральной иконы пророческого ряда. Для новгородского извода характерно заключенное в круг изображение поясной фигуры Эммануила, держащего в руке свернутый свиток. Другой извод связывают с искусством Москвы, где чаще встречается образ благословляющего обеими руками младенца на лоне Богоматери (без диска). Такой тип называли «Богоматерь Воплощение». Следуя московскому варианту иконографии, иконописец, вместе с тем, представил Эммануила со свитком в руке. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 84.
Реставрирована в ГРМ в 1984, 1986–1999 Р. А. Кесаревым.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Государственный Русский музей. Отчет 2000. СПб., 2001. С. 170. Ил. на с. 171; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 84. № 46