Коллекция онлайн

Родион Сергиев
и Михаил Коровин
XVII в., Тихвин

Богоматерь Знамение (Богоматерь Воплощение)

1654

  • Дерево, темпера, левкас. 121,5 × 103,1
  • ДРЖ-3062

  • Пост. в 1966 г. из экспедиции ГРМ в г. Тихвин

  • Происходит из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
  • Сведения о реставрации:

    Реставратор: Кесарев Р.А. (1984, 1986–1999)

Приходо-расходные книги Успенского собора Большого Тихвинского монастыря под 1654 г. сообщают о замене центральной иконы пророческого яруса. Названные в документе мастера — Родион Сергиев и Михаил Коровников — были ведущими иконописцами Тихвинского монастыря, кисти которых принадлежали лучшие памятники, написанные в XVII в. для интерьеров монастырских храмов. Возглавлявший тихвинскую иконописную мастерскую Родион Сергиев как художник был воспитан на традициях искусства XVI в. и сохранял их на протяжении всего своего творчества. Поэтому многие из созданных им произведений отличаются некоторой архаичностью письма.

«Богоматерь Воплощение» 1654 г., скорее всего, воспроизводит иконографию и стиль обветшавшего образа XVI столетия. Иконография пророческого яруса и его центральной композиции была предопределена их назначением в иконостасе. Призванный показать священную историю ветхозаветных предзнаменований о Христе, ярус включает фигуры пророков со свитками своих пророчеств и объединяющую их икону Боговоплощения как результат божественного предуготовления. «Богоматерь Знамение» — как зримый образ пророчества Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7:14) олицетворяет кульминационный момент ветхозаветной истории и, одновременно, переход к истории Нового Завета, поскольку представляет собой образ воплощающегося Логоса. Изображениям «Богоматери Знамение" и пророков соответствуют службы предрождественского цикла, посвященного памяти святых отцов.

Известно несколько иконографических вариантов центральной иконы пророческого ряда. Для новгородского извода характерно заключенное в круг изображение поясной фигуры Эммануила, держащего в руке свернутый свиток. Другой извод связывают с искусством Москвы, где чаще встречается образ благословляющего обеими руками младенца на лоне Богоматери (без диска). Такой тип называли «Богоматерь Воплощение». Следуя московскому варианту иконографии, иконописец, вместе с тем, представил Эммануила со свитком в руке. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 84.

Реставрирована в ГРМ в 1984, 1986–1999 Р. А. Кесаревым.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Государственный Русский музей. Отчет 2000. СПб., 2001. С. 170. Ил. на с. 171; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 84. № 46


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: