Преображение, из праздничного чина
Середина XVI века
- Дерево, паволока, левкас, темпера. 94,5 х 75 х 2,5
- ДРЖ-3169
Пост. в 1957 из Успенского собора города Тихвина- Происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Частичное раскрытие: Мальцева Д.Е. (1988)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Преображение Господне
В текстах трех евангелистов есть рассказ об этом событии.
„По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, / И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Мф. 17, 1–5; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 181.
Состояние сохранности до реставрации:
Авторская живопись иконы находилась под сплошной поздней записью и частичными прописками. Золотой фон дважды поновлялся: вначале был перезолочен по подгрунтовке, позднее – перекрыт рельефным орнаментом. Имелся слой сильно потемневшей, неравномерной по толщине олифы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Поздний орнамент удалялся механически, скальпелем, а затем в тонком слое размягчался компрессом с растворителем с последующей довыборкой микроскальпелем. Запись удалялась с помощью компрессов, а в теневых участках с тонкослойной живописью и потертостями (следствие поновлений) всухую. Раскрытие производилось под микроскопом, микроскальпелем. В местах утрат авторской живописи оставлены записи. Тонировки выполнены акварелью, после чего раскрытая поверхность притерта мастичным лаком. Выполнено частичное раскрытие.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 34.