Коллекция онлайн

Преображение, из праздничного чина

Середина XVI века

  • Дерево, паволока, левкас, темпера. 94,5 х 75 х 2,5
  • ДРЖ-3169

  • Пост. в 1957 из Успенского собора города Тихвина

  • Происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
  • Сведения о реставрации:

    Частичное раскрытие: Мальцева Д.Е. (1988)

Преображение Господне

В текстах трех евангелистов есть рассказ об этом событии.
„По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, / И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Мф. 17, 1–5; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 181.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Авторская живопись иконы находилась под сплошной поздней записью и частичными прописками. Золотой фон дважды поновлялся: вначале был перезолочен по подгрунтовке, позднее – перекрыт рельефным орнаментом. Имелся слой сильно потемневшей, неравномерной по толщине олифы.

Комплекс проведенных мероприятий:

Поздний орнамент удалялся механически, скальпелем, а затем в тонком слое размягчался компрессом с растворителем с последующей довыборкой микроскальпелем. Запись удалялась с помощью компрессов, а в теневых участках с тонкослойной живописью и потертостями (следствие поновлений) всухую. Раскрытие производилось под микроскопом, микроскальпелем. В местах утрат авторской живописи оставлены записи. Тонировки выполнены акварелью, после чего раскрытая поверхность притерта мастичным лаком. Выполнено частичное раскрытие.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 34.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: