Коллекция онлайн

Успение Богоматери, из праздничного ряда

Новгородские или тихвинские мастера. Между 1640 и 1648


Опись 1640 года фиксирует в иконостасе Успенского собора Тихвина 16 праздничных образов, привезенных сюда в 1623 году и ранее принадлежавших храмовому ансамблю Коневецкого монастыря (Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 6 Л. 4). Однако в 1648 году в нем было уже 19 праздников (там же. Д. 102. Л. 15 об). Три новые иконы потребовались для увеличения длины праздничного яруса, отличавшегося от других рядов на 2,5 метра. После установки в храме новой резной рамы иконостаса в него вошли лишь 14 образов (там же. Оп. 4. Д. 2. Л. 5 об — 6); три из них оказались памятниками XVII века: помимо данной иконы, «Рождество Богоматери» (ДРЖ-3173), и «Вход в Иерусалим» (ГРМ, инв. № ДРЖ-3166).

Документы тихвинского архива не сохранили имени мастера, исполнившего икону. Она демонстрирует своеобразный художественный стиль, восходящий к новгородскому искусству позднего XVI — первых десятилетий XVII века, который можно связывать с особенностями сложения местного тихвинского иконописания.

Раскрыта (частично) в ГРМ в 1972 И. В. Ярыгиной, в 1978–1979 В. И. Тиуновым (под руководством И. В. Ярыгиной)

И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко.  «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад  // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 168.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: